2 ноября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения Даниила Андреева, выдающегося поэта и мыслителя XX века, автора философского трактата «Роза мира».
Даниил – сын известного русского писателя, нашего земляка Леонида Николаевича Андреева и его первой жены Александры Михайловны Велигорской, которая вскоре после родов умерла.
В воспоминаниях современников остался ее светлый образ и описания того, какой трагедией стала эта смерть для Леонида Андреева. Двухнедельного Даню взяла к себе Елизавета Михайловна Доброва, тетя, ставшая для него настоящей матерью.
В доме Добровых жила и мать сестер Велигорских – Ефросинья Варфоломеевна. Домашние ласково называли ее Бусинькой. Когда внуку было 6 лет, бабушка умерла. Все понимали, что ребенку надо сообщить о смерти Бусиньки очень осторожно. Кузина Даниила Шура (Александра Филипповна Доброва) сказала ему, что «бабушка лежит в больнице, что она очень соскучилась по своей дочери и хочет отправиться к ней, но она не может так поступить без его разрешения». Даня написал разрешение, поверив в то, что эта встреча возможна. Летом, когда вся семья Добровых поехала в Финляндию к Леониду Андрееву, мальчик захотел повидать бабушку и маму. Его поймали на мосту над Черной речкой за мгновенье перед прыжком в воду.
В книге воспоминаний «Плаванье к небесному кремлю» Алла Александровна, жена Даниила Андреева, пишет: «Необыкновенным образом сохранились детские тетради Даниила. Из них возникает облик удивительного мальчика. Даниилу 810 лет. Он сочиняет стихи, рассказы, романы о планетах, существующих гдето в глубинах мироздания, придуманных им самим странах, каждая со своей историей, географией, языком, и во всех рассказах неизменно присутствует – но както не страшно – смерть. Чувствуется, что образ смерти глубоко его занимал, что тогда этот интерес был вполне осознанным, может быть, это – тема всей его жизни».
С Андреевым Алла познакомилась в 1937 году. «Даниил был очень красив своеобразной, непривычной для московского взгляда красотой: высокий (рост 182 см), очень худой, смуглый. Лицо узкое, тонкое, с высоким лбом, узкими губами, темными глазами, – вспоминала А.А. Андреева. – С ним у нас необыкновенно быстро установились прекрасные отношения…».
В октябре 1942 года Даниила призвали в армию. Он был нестроевым солдатом: подносил патроны, хоронил убитых, читая над каждой могилой заупокойные молитвы, так как сам был глубоко верующим человеком.
В 1944 году Даниил Андреев вернулся в Москву и начал работать в качестве художникаоформителя в музее связи. Он снова встретился со своими старыми друзьями, среди которых была и его будущая жена.
Расписались Алла и Даниил 4 ноября 1945 года. Позже он с нежностью вспоминал комнату, в которой они начали свою семейную жизнь:
Эта комната светит
Среди ночи, как маленький куб,
Ей так мирно в привете
Твоих рук, твоих глаз, твоих губ…
В 1947 году Даниил был арестован за свой роман «Странники ночи», который даже не был опубликован. Еще до ареста, в сентябре 1946 года, он писал брату о жене: «Наша встреча, любовь и совместная жизнь – величайшее счастие, какое я знал в жизни». Через два дня арестовали и Аллу. «Смешно и дико, – писала она позже, – что в ходе следствия именно Даниилу пытались приписать попытку подложить атомную бомбу под Красную площадь и обвиняли в подготовке покушения на товарища Сталина». По этому делу привлекли человек 20 – тех, кто был знаком с неопубликованным романом «Странники ночи», так и не найденным в архивах НКВД.
Даже в тюрьме Даниил не переставал творить: девять поэм, циклы стихотворений, поэтический ансамблькнига «Русские боги», стихотворная драма «Железная мистерия» и философскопоэтический трактат в прозе «Роза мира», который поэт считал делом жизни.
«Дни скорбей и труда –/ эти грузные, косные годы/ Рухнут вниз, как обвал, –/ уже вольные дали видны, –/ Никогда, никогда/ не впивал я столь дивной свободы,/ Никогда не вдыхал всею грудью такой глубины!».
В 1956 году Алла Андреева была освобождена и сразу же стала хлопотать о реабилитации мужа. Уже через год, в апреле 1957го, состоялась их долгожданная встреча, омраченная физическим состоянием Даниила: из тюрьмы он вернулся тяжело больным человеком, перенесшим инфаркт. Его постоянно терзали сердечные приступы, но даже в такие минуты он не оставлял свои рукописи. «Работа продвигалась. Болезнь тоже. Наперегонки. К сильным приступам загрудинных болей добавились приступы удушья» – вспоминала Алла Александровна.
4 июня 1958 года в Ризоположенском храме на Шаболовке состоялось венчание Андреевых.
«…Исключительно жене обязан я тем, что вернулся к жизни и даже, как ни странно, к литературной работе». Оказалось – ненадолго: 30 марта 1959 года Даниил Андреев скончался. Его гроб стоял в том же приделе св. Екатерины, где за восемь месяцев до этого они венчались.
Кто наши судьбы сплел?
Когда? В каком краю?
Туман предбытия непроницаем взору,
Но верность странную хранил я и храню
Несказанному договору.
Ни одно художественное произведение Даниила Андреева не было издано при его жизни, и Алла Александровна посвятила себя увековечению памяти мужа. Она пережила его на 46 лет (скончалась в 2005 году) и все это время сохраняла и оберегала рукописи, хлопотала о публикации его произведений. Лишь в конце 80х увидел свет первый сборник стихотворений и поэм Даниила Андреева, в 1991 году – философский трактат «Роза мира», а в 2003м композитор Алексей Курбатов написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис».
Благодаря большим стараниям Аллы Александровны и ее друзей 2 ноября 1996 года в Музее музыкальной культуры им. Глинки праздновалось 90летие писателя. На вечере звучали лучшие оперные голоса Москвы, вдова поэта читала его стихи. Среди других – и эти строки:
Если нужно – под поезд
Ты рванешься, как ангел, за ним;
Ты умрешь, успокоясь,
Когда буду читаем и чтим.
И она дождалась этого. Сегодня Даниила Андреева считают одним из великих философов ХХ века, он широко известен, «читаем и чтим». Человек высокой духовной культуры и прозорливости, он на многие десятилетия опередил свое время.
Елена Коханова, научный сотрудник Дома Л. Андреева