В ОГАТ им. И.С. Тургенева близится к завершению 208-й театральный сезон. Для актрисы Ольги Форопоновой (Карташевой) он ознаменовался двумя премьерами и двумя яркими главными ролями.
– Ольга, уходящий сезон обогатил ваш репертуар двумя в равной степени яркими, но очень разными ролями. Агафья Тихоновна в «Женитьбе» (12+) такая земная, понятная, пожалуй, каждой женщине. Эллис в «Призраки – нереальная любовь» (12+) – существо потусторонее, нечеловек, одаренный вполне человеческими чувствами. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этого контраста.
– В первую очередь, это было безумно интересно! Да, Агафья Тихоновна – абсолютно земная женщина, которой «вдруг приходится», пора выходить замуж. В те времена, о которых писал Гоголь, выбирать себе жениха в 27 лет действительно было делом непростым. Сегодня, когда сам подход к браку изменился, эта история кажется нам комичной вдвойне, но мотивы Агафьи Тихоновны, ее сомнения и ожидания, это то, что нам доступно. Это можно примерить на себя, обратившись к литературе, опыту других людей. Кроме того, наш главный режиссер Владимир Хрущев, ставивший «Женитьбу», сумел сделать репетиционный процесс совершенно незабываемым. Он прошел настолько легко и весело, в буквальном смысле на одном дыхании. В этом едином порыве вдохновения и радости мы работали над спектаклем, над героями, и мне кажется, зрители, приходя на «Женитьбу», это чувствуют.
Что же касается Эллис, я думаю, эта героиня только начинает открываться для меня. Впервые мы представили «Призраки – нереальная любовь» на фестивале «Нескучная классика» прошлой осенью, и работа над ним продолжалась, продолжается и будет продолжена в будущем. У этой истории так много граней.
– Правда, что мистические роли сказываются на личной жизни актера?
– О да! Гоголь – это ведь всегда в той или иной степени про чтото мистическое. Про «Призраков» и говорить не приходится. Мне кажется, я стала замечать вокруг себя определенные вещи, на которые не обращала внимания раньше, и мне это здорово помогает.
– Многие, включая тургеневедов, не верили в то, что повесть Ивана Сергеевича «Призраки» может быть поставлена в театре. И тем не менее вы это сделали.
– Скажу вам больше, когда Антон сказал мне, что собирается ставить «Призраков», даже я сомневалась и не могла вообразить, как это будет! Но режиссер представлял себе спектакль, понимал, чего он хочет, и я просто доверилась ему.
– Режиссура, инсценировка, сценография, пластика, музыкальное оформление «Призраков» — все это Антон Карташев. Расскажите, пожалуйста, каково супругам работать над столь сложной постановкой, к которой к тому же приковано столько внимания?
– Откровенно говоря, изначально в «Призраках» должна была быть задействована другая актриса, но обстоятельства сложились иначе, и Эллис досталась мне. И в профессиональной, и в личной жизни у Антона есть удивительная черта: он всегда стремится проникнуть в самую суть, изучает интересующий его вопрос досконально. Разумеется, он помог мне очень во многом, помог увидеть Эллис, прочувствовать ее максимально полно. Актерство, режиссура – это не то, о чем можно сказать: «Уходя домой, работу мы оставляем на работе». «Призраки» были с нами и в стенах театра, и дома. Мы даже поймали себя на том, что стали друг к другу обращаться с интонациями наших героев, их репликами. Это очень увлекательно, это живой и непрерывный процесс, в который мы включены вместе.
– Ольга, вы с Антоном вместе без малого 20 лет. Поделитесь секретом семейного счастья?
– Мы очень во многом совпадаем. У нас общие интересы, общая и любимая нами обоими работа, на многие вещи в жизни, помимо театра, мы смотрим схожим образом. Мы доверяем друг другу в достаточной степени, чтобы зажигать друг в друге интерес к чемулибо и при этом друг на друга не давить. Мне кажется, такие вещи очень индивидуальны, и у каждого секрет свой.
– Вы мама троих детей. Бывало ли вам сложно совмещать материнство с театром?
– Нет, никогда. Наши дети растут в театре, они задействованы в спектаклях, они бывают с нами на гастролях. Мы много времени проводим в театре всей семьей, и это прекрасно. Наша младшая дочь еще совсем крошка, но уже мечтает стать актрисой. Не знаю, сбудется ли это, но мне кажется, эта вовлеченность в театральную жизнь в любом случае им на пользу. С одной стороны, видя, что мы с Антоном бываем заняты, они учатся быть внимательными друг к другу и к нам, заботиться о близких понастоящему. Они растут, видя, что любить свое дело – это нормально, так и должно быть. Я вижу, как глубоко они вникают в каждый спектакль. Старшая дочь в подростковом возрасте, и она часто приходит в театр с друзьями, по несколько раз на один и тот же спектакль. Конкретно этот сезон был для меня напряженным, полным волнений, но я лишний раз убедилась в том, что моя семья – это то, за что мне следует благодарить Бога.
– Есть какието роли, образы, которые вам хотелось бы воплотить в сезоне будущем?
– Не могу назвать нечто конкретное, но я убеждена, что каждая роль для актера особенная. Невозможно прочитать пьесу и сказать: «Я все знаю, роль у меня в кармане!». Это всегда поиск, всегда внутренняя работа. Ты всякий раз проживаешь целую жизнь. Любая роль, будь она большая или маленькая, бесценна.
– Ольга, обе ваши премьеры в уходящем сезоне о любви, и любви очень разной. А что такое любовь для вас?
– Это нечто бесконечно прекрасное, тонкое, удивительное и трепетное. Это когда не можешь надышаться, не можешь насмотреться, когда близости любимого все время мало. Когда на каждом новом жизненном витке ты открываешь в человеке новые грани, и всякий раз это убеждает тебя в том, что выбор был сделан верно. Это то, что очень страшно потерять и обязательно нужно беречь. Нечто сложное и многогранное, но необходимое всем без исключения.
Анастасия Извекова