В федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» внесены изменения, направленные на гуманизацию уголовно-исполнительной политики и реализацию положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. Закон дополнен нормой, обязывающей администрацию места содержания под стражей уведомлять подозреваемых и обвиняемых о применении указанных технических средств надзора, как это предусмотрено статьями 6019 и 83 УИК в отношении осужденных к принудительным работам и лишению свободы. Кроме этого установлены основания снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого, наложенные на него во время пребывания в следственном изоляторе.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елена Селютина пояснила, что суды, рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного или о замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, учитывают в том числе имеющиеся у него взыскания, наложенные в период содержания под стражей, которые могут послужить основанием для отказа в положительном решении указанного вопроса. В первом полугодии 2022 года к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах УИС и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, были применены меры взыскания в виде выговора 46270 раз, в виде водворения в карцер — 6956 раз. Таким образом, наложенные в период содержания под стражей взыскания, включая отбытые (такие как водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте), сохраняются в личном деле осужденного после направления в исправительное учреждение и негативно сказываются на его дальнейшей характеристике.
В целях устранения данного пробела были внесены изменения в Федеральный закон № 103-ФЗ, предусматривающие сроки и условия снятия взыскания, наложенного на подозреваемого или обвиняемого.