Уходящий 208-й сезон для ОГАТ им. И.С. Тургенева стал крайне насыщенным, а в каком-то смысле и очень непростым. Директор театра Елена Казакова рассказала корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, как это было, и поделилась своим секретом долгой и плодотворной работы с людьми.
Без права на остановку
– Сезон фактически начался с того, что театр лишился сразу трех ярких артистов, активно задействованных в репертуаре, – рассказывает Елена Ивановна. – Один из них был мобилизован, другой покинул театр, третий был вынужден взять длительный больничный. Все это случилось, когда спектакли с их участием уже были заявлены в афише. Нам пришлось срочно сделать 28 вводов. Это, конечно же, было очень волнительно, но я считаю, что театр справился с такой экстремальной ситуацией великолепно! Спектакли не только ничего не потеряли, они заиграли новыми гранями с появлением в них новых актеров.
Использование таких понятий как «первый» и «второй» актерский состав в театре неизбежно, но, развивая тему, Елена Казакова подчеркивает, что, по ее внутреннему ощущению, к нумерации они не имеют никакого отношения и допустимы разве что для удобства.
– Я из года в год наблюдаю, насколько интересно, насколько по-разному играют одну и ту же роль разные актеры, – продолжает она. – Только что отгремела премьера «Женитьбы» (12+). Агафья Тихоновна Ольги Форопоновой отличается от Агафьи Тихоновны Екатерины Автононовой, и они обе неповторимо и каждая по-своему очаровательны. Уходящий сезон только укрепил нас в уверенности: жизнь – штука непредсказуемая, и если происходит что-то, чего нельзя было предвидеть, важно, чтобы от этого не страдал зритель, а в театре был артист, знающий роль и готовый выйти в спектакле.
Гастроли и проекты
В этом сезоне ОГАТ им. И.С. Тургенева побывал на фестивале «На родине Владимира Зельдина» в Мичуринске, на гастролях в Брянске и Санкт-Петербурге.
– Большие обменные гастроли произвели и на нас, и на зрителей огромное впечатление, – говорит Елена Ивановна. – В Орле билеты на спектакли Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н.П. Акимова были раскуплены за несколько недель вперед, а нас в Питере встретили потрясающе тепло. Акимовский театр не просто создал условия для гостей, нас встретили как родных. Мы дали четыре спектакля, и после двух из них – «Укрощение строптивой» (12+) и «Восемь любящих женщин» (16+) – искушенный питерский зритель аплодировал нам стоя. Мне кажется, это лучше любых слов говорит об уровне орловского театра сегодня.
Продолжая развиваться, ОГАТ расширяет и свою зрительскую аудиторию.
– В определенный момент мы поняли, что театр ничего не предлагает совсем маленьким деткам 3 – 4 лет, – делится Елена Казакова. – Олеся Черкашина вышла с инициативой создания интерактивного спектакля «Развивайка» (0+), в рамках которого малыши взаимодействуют с артистами, узнают от них нечто новое и интересное для себя. На пробный показ я привела своего 4летнего внука, и он в самом деле принял наших актрис за маленьких девочек, он поверил и увлекся настолько, что не хотел уходить. Для меня это самое надежное подтверждение тому, что мы сделали нечто нужное и интересное.
«Развивайку» дают на музейной сцене театра, но детский спектакль – далеко не единственное, что можно увидеть на ней.
На текущий момент ОГАТ им. И.С. Тургенева – единственный в России театр, в котором есть не просто музей, а полноценная музейная сцена.
– Использовать ее для нас важно, – продолжает Елена Ивановна. – В этом сезоне в репертуаре появилась «Сорокаворовка» (12+) по повести Герцена. Это больше чем постановка. Визит в театр начинается для зрителя с экскурсии, которую проводит хранитель нашего музея Алексей Костяков, продолжается знакомством с графом Каменским и артистами его театра, и только после начинается сам спектакль. Это необычный формат, но он приводит зрителей в настоящий восторг, сближает их с театром.
Надежды и планы
Следующий театральный сезон в ОГАТ им. И.С. Тургенева намерены сделать не менее интересным и запоминающимся.
– Начало сезона будет в 2023 году, юбилейном году Островского, и хороший друг нашего театра, режиссер из Санкт-Петербурга Татьяна Дрёмова представит премьеру по пьесе Александра Николаевича, – приоткрывает завесу тайны Елена Казакова. – Также мы снова ждем Сергея Дьячковского, уже поставившего «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12+) и «Укрощение строптивой» (12+). Спектакли Сергея пользуются огромной любовью зрителей, и сейчас в планах у него «Собачье сердце» Булгакова. Кроме того, наш главный режиссер Владимир Хрущев уже определился с двумя спектаклями, которые намерен поставить.
Обо всем, что театром запланировано, конечно же никто заранее не расскажет, потому что зрителя должны ждать и сюрпризы. Однако уже сейчас очевидно, что интересного будет много.
О работе и творчестве
Прямо сейчас в театре репетируют последнюю премьеру сезона – «Школу жен» (16+) Мольера, ее поставил Владимир Хрущев.
Елена Казакова отмечает, что она сама спектакль еще не видела.
– Конечно, я посмотрела на декорации, мы с Владимиром Геннадьевичем обсуждали, как это будет, но я принципиально прихожу только на сдачу спектакля, чтобы не создавать своим присутствием напряжения для артистов, – поясняет она.
Быть директором, тем более директором театра, непросто, но у Елены Казаковой есть свой секрет.
– Я много лет работаю в сфере культуры, моя жизнь давно связана с театром, и по опыту я поняла, что людей просто нужно любить, – делится она. – Мы можем не быть друзьями, можем расходиться во мнениях, это естественно. Однако я уверена, что театр должен быть семьей, где каждого поддержат и каждому помогут. Директор должен быть тем человеком, который всегда выполняет свои обещания, тем на кого коллектив может рассчитывать. Да, быть может не все удается идеально, все мы живые люди, но я стараюсь соответствовать тем, требованиям, которые к себе предъявляю сама.
Анастасия Извекова