Ей всего 24, а она уже занимает должность старшего следователя, умеет распутать сложные криминальные схемы и при этом остается позитивной и красивой девушкой. В чем секрет успеха?
– Анастасия, расскажи, как такие хрупкие девушки приходят работать в силовые структуры?
– Я для себя с профессией определилась еще в школе. В 10 и 11 классах мы изучали право, и отрасль уголовного права захватила меня. Было понастоящему интересно погрузиться в эту тематику, и тогда же пришло осознанное решение: буду следователем. Затем целенаправленная подготовка, поступление в Московскую академию следственного комитета, после окончания которой я занялась профессиональной деятельностью в родном Орле.
Есть стереотип: следователь – не женская профессия, неоднократно я слышала эту фразу от родственников. Но с этим мнением я в корне не согласна. И исходя уже из служебной практики могу сказать: женщины-следователи ничем не уступают мужчинам. Среди них, точнее нас, много настоящих профи.
– То есть ловкие, смелые и умелые девушки-следователи из кино – персонажи, близкие к реальности?
– Честно, не люблю криминальное кино, хватает работы. Но в большей части то, что показывают на экране, совпадает с реальной деятельностью. Конечно, никто не покажет в фильмах тот огромный объем бумажной работы, который ложится на наши плечи. Мы не только ведем допросы и пытаемся разобраться во всех тонкостях совершенного преступления, есть много нюансов, о которых людям «с гражданки» не известно.
– Как же в реальности проходит рабочий день на службе?
– День начинается с планерки или совещания, затем нужно составить план на день, чтобы организовать работу. В течение дня проводятся различные следственные действия, поездки в различные учреждения, в суды и так далее. А заканчивается рабочий день тогда, когда того потребует служба. По факту нормированного графика «в 9.00 пришел, в 18.00 домой» нет.
Зачастую приходится проводить следственные эксперименты, чтобы восстановить хронологию событий. Допустим, свидетель на допросе описал их так, как запомнил: гражданин А нанес телесные повреждения гражданину Б. Но это всего лишь версия. С целью проверки следователь воссоздает те же условия, что были на месте происшествия, учитывая расстояние, степень освещенности и другие факторы, свидетель находится на том же месте. По указанию следователя статисты выполняют определенные действия. И в процессе становится понятно, правду ли говорил свидетель.
– Трудно ли общаться и постоянно быть в контакте с теми, кто преступил закон?
– Это как вопрос «трудно ли общаться с людьми». Все ведь разные, преступники они или нет. К каждому человеку необходимо найти свой подход: установить психологический контакт, посмотреть на его реакции. Это в дальнейшем облегчит проведение следственных действий.
Важно обладать терпением, быть очень внимательной, не упускать деталей, относиться трепетно и серьезно к любым мелочам.
– Есть ли в твоей практике какоето самое яркое, если можно так сказать, уголовное дело?
– Трудно выделить одно. Каждое дело посвоему сложное, интересное. В основном приходится работать с тяжкими преступлениями – причинение тяжкого вреда здоровью, убийства. Интересны дела с участием несовершеннолетних. В том плане, что их сложно расследовать, и ты набираешься опыта, сталкиваясь с распутыванием подобных преступлений.
– Что в профессии нравится больше всего?
– Сам процесс расследования. Когда по крупицам, как мозаику, ты восстанавливаешь картину преступления. Приятно и то, что дело следователя в первую очередь – восстановить социальную справедливость. Да, если это убийство, то жизнь человеку уже никто не вернет, но разоблачение и привлечение к ответственности виновного позволит пресечь дальнейшие возможные преступления.
Каждый день следователя наполнен чемто новым, разными эмоциями, опытом.
– А что не нравится?
– В любой профессии есть свои плюсы и минусы, это не новость. Наше дело в целом сложное и напряженное, связанное со стрессом, с ненормированным рабочим графиком.
– Трудно ли не уносить работу домой? Не в том смысле, что брать с собой документы по делу, а в том, чтобы возвращаться домой просто самой собой, а не старшим следователем?
– Это тяжело, особенно трудно было в первый год работы. Все равно тебя постоянно терзают мысли о работе. Нужно учиться и стараться не пропускать все это через себя, это важно для профессионала. В противном случае негативные эмоции поглотят тебя.
– Как отвлекаешься от этого негатива?
– Когда позволяет время, занимаюсь спортом. Спорт очень помогает сбросить все лишнее в моральном плане, выгнать негативные эмоции.
– Служба мешает личной жизни?
– Если все четко спланировать и грамотно организовать работу, то она не будет ничему мешать. Возможно, в какихто ситуациях личной жизнью пожертвовать и придется. В определенные моменты просто необходимо с головой погрузиться в дело, уйти в работу. Но наша работа, поверьте, того стоит.
Беседовала Инга Романова