Субъекты РФ могут получить дополнительные возможности для заключения контрактов с единственными поставщиками. По результатам совещания в правительстве РФ проработкой этого вопроса поручено, заняться Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП» (занимается, в частности, мониторингом закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса).
Речь идет о совершенствования механизма определения единственных поставщиков для нужд регионов. При этом отметил, что в поручении не оговаривается, в чем именно должно заключаться совершенствование этого механизма. В прошлом году был принят ряд антисанкционных мер в сфере закупок, которые предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единственных поставщиков по тем или иным закупкам. По данным Минфина, по особым основаниям по решениям правительств субъектов федерации с единственными поставщиками заключается только около 8% контрактов. При этом министерство отмечает, что многие регионы вообще не использовали это право. В то же время участники рынка закупок считают, что государственным заказчикам следует быть готовыми к проведению аудита их закупочной деятельности после завершения периода, связанного с проведением военной спецоперации.
В 2022 году государственные заказчики заключили контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей. Из них по результатам несостоявшихся закупок были заключены контракты 5,2 трлн рублей. Объем государственных контрактов, заключенных собственно с единственными поставщиками составил 2,6 трлн рублей. Собственно, эти контракты с едпоставщиками (а также аналогичные договора госкомпаний) ФАС, Минфин и «Корпорация МСП» поручено проанализировать. В том числе, в части их аффилированности с заказчиками и влияния на соответствующие рынки. Результаты такого анализа должны быть направлены в правительство РФ до 10 июля текущего года.
По мнению эксперта кафедры «Менеджмент и управление персоналом» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирины Ереминой, в настоящее время для госкомпаний, не выполнивших квоту по закупкам у малого бизнеса действует одно наказание – временный (в течение года) переход на проведение своих закупок в соответствии с 44-ФЗ. Еще одно правительственное поручение предусматривает проработку вопроса совершенствовании мер ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам у субъектов МСП (25% от общего объема закупок), а также наделение ФАС России полномочиями «единого органа в сфере защиты прав предпринимателей по вопросам участия субъектов МСП в государственных закупках и в закупках госкомпаний».