Николай Комов – заслуженный работник культуры РФ, народный мастер Орловской области, человек, во многом благодаря которому в нашем городе появилась Общественная организация художников Орловской области «Товарищество орловских художников». С корреспондентом «Орловской городской газеты» Николай Петрович поделился секретом своего личного счастья и рассказал, в какой момент человек может с полным правом назвать себя художником.
– Николай Петрович, опишите, что такое живопись для вас?
– Это прежде всего красота мира. Видите ли, изобразительное искусство – это не только технический навык, одного его мало. Изобразительное искусство – это прежде всего непрерывное развитие человека. Развитие интеллектуальное, духовное, развитие собственной способности видеть образы и многообразие мира. Это умение художника взаимодействовать, выстраивать отношения с людьми, понимать их. К примеру, если говорить о цветах и образах. Как правило, люди не замечают этого, но оттенки того же неба и зелени меняются в течение нескольких минут. Было – и уже ушло. В процессе преподавания я запрещал людям использовать черную и коричневую краски для изображения стволов деревьев до тех пор, пока они не научатся работать с цветом и технологией. Взрослые очень удивлялись: «Как, почему? Какого же цвета, в таком случае, окажется дерево?!». Но именно с этого момента для каждого начинался личный поиск, включалось особое внимание, благодаря которому становился заметен и находился нужный цвет. Что же касается того, что значит живопись лично для меня… В свое время я учился на художественнографическом факультете Орловского пединститута. Пропадал я там сутками, и както раз в буквальном смысле забыл про собственный день рождения. Приехал домой, когда гости уже устали меня ждать, отпраздновали без меня и благополучно разошлись.
– Вы посвятили педагогической деятельности не один десяток лет. Какой вы преподаватель?
– Строгий и понимающий. В частности, я очень не люблю опозданий, ни чужих, ни собственных. И в целом считаю, что к делу, которым занимаешься, стоит относиться всерьез.
– Вы совершенно не производите впечатление строгого человека, если честно…
– Мне просто нравится общаться с людьми. Мне это интересно.
– Это часть вашего педагогического успеха? Ведь вы успешно преподавали живопись и совсем маленьким деткам 4,5 – 8 лет, и подросткам, и людям зрелым.
– Мне в самом деле интересны люди, и я четко вижу грань между серьезным подходом к делу и принуждением. Так, совсем маленькие детки нуждаются в свободе. Если ребенок приходит на занятие в плохом настроении и уставшим, не надо его заставлять становиться к листу. Можно предложить ему отдохнуть, посмотреть, как занимаются другие, и спустя немного времени он с энтузиазмом включится в работу сам. С подростками важно говорить на равных. Да, они еще не взрослые, но не стоит недооценивать их ум и способности. Про взрослых и говорить нечего! Знаете, я убежденный противник того, чтобы с кемто говорить свысока. Неважно, насколько ты старше по возрасту или выше по статусу. Там, где беседуют два человека, они по определению равны, и только так можно достичь чегото хорошего.
– Вы переняли такой подход у мастеров, учивших вас?
– И да, и нет. Вопервых, такой подход полностью соответствует моим личным взглядам. Вовторых, от тех, кто нас обучает мы, безусловно, берем очень много. Мы берем лучшее. Мне посчастливилось учиться у таких мастеров как Андрей Курнаков и Георгий Дышленко. Так, Андрей Ильич не просто учил на практике, показывал своим примером, как должно работать с композиций и цветом. Он всегда был рад своим ученикам, приглашал их в гости. Про Георгия Васильевича для наглядности расскажу такой эпизод: мы с ним жили практически по соседству, он был состоявшимся и признанным художником, нашим деканом, а я – так, просто студентпервокурсник. И вот мы с ним стоим на одной остановке, ливень такой, что даже видно плохо. Он останавливает для себя такси, садится в него, а потом выглядывает и говорит: «А ты чего стоишь, студент?!». Из машины он вышел раньше, но при этом заплатил таксисту, чтобы и меня довезли до дома. Когда постоянно находишься в такой среде, невозможно не становиться ее частью.
– Николай Петрович, а в какой момент человек получает право называться художником?
– В тот момент, когда он впервые берет в руки мелок или карандаш. Да, сначала он будет рисовать бессмысленные линии, но мастерство с развитием мелкой моторики ребенка, с осознаванием того, что он делает. Я убежден, что художник – это не только не про образование, это про восприятие мира.
– Вы стояли у истоков «Товарищества орловских художников». Сегодня, 35 лет спустя, это то, к чему вы стремились?
– Ключевое слово в названии нашего сообщества именно «товарищество». Среди нас есть и профессионалы, и любители, и опытные мастера, и начинающие. Да, это то, чего я хотел, потому что друг для друга мы прежде всего опора и поддержка. Такое доброе и принимающее общество.
– Насколько я знаю, у вас вообще очень творческая семья: супруга – народный мастер, сын преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, невестка преподаватель изо, внучка учится на художника…
– Да, все это сложилось очень естественно. Наш старший сын Игорь действительно преподает в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Кстати, я теперь очень жалею, что не сохранил обои, которые он разрисовал, будучи совсем маленьким. Младший сын Максим занимается мебелью, внучки Вика и Катя занимаются дизайном и графикой, третья внучка Валерия выбрала для себя путь, с творчеством не связанный, а младшая Маша еще школьница, для нее это решение впереди, но у нее уже прекрасные работы. Игорь 2 года и 7 месяцев посвятил созданию римской мозаики, которую 8 мая этого года подарил Орлу и установил на здании Православной гимназии им. Св. мученика Кукши. Мы с женой в этом году отметим 50 лет совместной жизни. Я влюбился в нее один раз, и с тех пор мы не расстаемся: ведем быт, путешествуем, расписываем глиняные игрушки. Думаю, именно в этом состоит так называемый секрет – нам просто хорошо и интересно вместе.
Анастасия Извекова