В следующем году ветерану Великой Отечественной войны Виктору Андреевичу Шигину исполнится 100 лет, но он до мельчайших подробностей помнит тот путь, который совсем молодым юношей прошел до Великой Победы.
В России в этом году, 12 июля, отметили 80летие самого крупного в истории танкового сражения под Прохоровкой. Именно отсюда и начался военный путь 18летнего Виктора Шигина. На момент сражения он три месяца проучился в пехотном училище, курсанты которого стояли в обороне.
Глядя на него, трудно поверить, что он не только застал то страшное время, но и принимал непосредственное участие в освобождении нашей страны от фашистских захватчиков. Военная выправка, светлый взгляд, уверенная речь — невольно напрашивается вопрос о том, в чем секрет его долголетия. Виктор Андреевич пожимает плечами и ненадолго задумывается.
– Алкоголь принимать только в умеренных дозах, много ходить и уметь сдерживать себя. Я никогда ни на кого не кричал и контролировал эмоции, – просто отвечает ветеран.
Он давно похоронил жену и старшую дочь, которая умерла еще в молодом возрасте после неудачно сделанной операции.
С женой Евгенией Виктор Андреевич прожил душа в душу много лет, познакомившись уже после войны. После свадьбы переехали в Орловскую область, врачи посоветовали. Дело в том, что у совсем еще молодой Жени появились проблемы с сердцем — отголоски той страшной войны, которая, как и на большинство ее переживших, наложила свои отпечатки. Спустя годы именно от сердечной болезни и умерла верная спутница жизни Виктора Андреевича. Умерла, но осталась навсегда с ним — в фотоснимках, в воспоминаниях, в сердце. Альбом с фотографиями искать не надо — он лежит в комнате, на видном месте. Виктор Андреевич перелистывает страницы и показывает ее — красивую молодую женщину, которая в далеком 1947 году стала навсегда его единственной. Он окунается в воспоминания, глядя на будто ожившие снимки, — вот они только поженились, а вот Евгения со старшей дочкой; страница переворачивается — и уже две девчушки прижимаются к материнским рукам, обнимая ее с двух сторон. И искренняя любовь, открытые улыбки абсолютно счастливых людей — было за что рисковать жизнью, идя в бой с немецкими оккупантами.
Виктор Андреевич считает себя везунчиком — отделался двумя легкими ранениями и одной контузией. Много это или мало в масштабах великой трагедии, когда сотни тысяч наших солдат навсегда остались на поле боя? Удача, Бог, ангелхранитель? Он не знает ответа на этот вопрос, пожимает плечами и окунается в воспоминания.
Бои за Москву, Прохоровка, битва на Курской дуге — обо всех этих сражениях Виктор Шигин знает не понаслышке и не из учебников истории. Он сам, вчерашний курсант пехотного училища, писал эту историю, и от его в том числе участия зависел исход войны. Сегодня он машет рукой: «Да что обо мне писать, зачем?». Скромничает и не напрашивается на комплименты, а действительно думает, что его подвиги не так уж и значимы. Однако подвиги были, и они навсегда останутся гордостью в памяти нашей страны, сколько бы лет ни прошло с тех времен. И дети, живущие в нашем городе, должны знать и гордиться тем, что ходят по одним улицам с ними, оставшимися еще в живых ветеранами, которые, не думая о славе, орденах и медалях, боролись с врагом.
– Было страшно? – спрашиваю я Виктора Андреевича.
Он замолкает на время, а потом честно отвечает:
– Конечно, было. Как без страха? Стрельба, огонь, в любой момент могли убить, война же всетаки. В Будапеште вот был момент, что чуть не остался там навсегда, – из тяжелого орудия обстреливали, а я, связист, уже исправил кабель, и вдруг шум. Я от взрыва в колею упал, но именно эта колея меня спасла.
Правда, тогда и получил контузию, после которой поврежденное ухо плохо слышит. Слышит ветеран плохо, но все помнит, будто это было вчера, не стираются события тех лет. Виктор Андреевич рассказывает, как форсировал Днепр. Связистам надо было на лодке перебраться на другой берег, чтобы через реку протянуть кабель. Спросили, кто может Днепр на веслах переплыть. Молодой связист Шигин сразу вызвался.
– Я же вырос в рыболовецком совхозе на Вологодчине, мне к веслам не привыкать, – объясняет он, вспоминая, как переправился на лодке и выполнил задание.
До войны он окончил лишь семилетку, а уже после победы, переехав в Урицкий район Орловской области, получил аттестат о среднем (полном) общем образовании в школе, в которой преподавала математику его жена.
– Завуч школы всегда мне говорил и после ее смерти: «Учителем Евгения Дмитриевна была от Бога!», – с гордостью повторяет Виктор Андреевич.
Потом окончил институт, семья перебралась в Орел. Евгения Дмитриевна работала учителем в средней школе, а ее супруг – главным бухгалтером в управлении хлебопродуктов. Всегда умел отстоять свою позицию и не боялся высказывать правду в глаза даже партийным руководителям. Этой своей принципиальной позиции он учит и родных. У него четверо внуков и четверо правнуков. Каждые выходные Виктор Андреевич выходит из дома, садится в маршрутку и едет к ним в гости. Потому что жизнь — это движение, так говорит этот мужчина, который в следующем году отметит вековой юбилей.
Справочно: Виктор Шигин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, получил две медали «За Отвагу», медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За Победу над Германией».
Анна Александрова