Не случаен в нашей жизни постулат: движение – это жизнь. Одним из подтверждений ее главных векторов является железнодорожный транспорт, значимость которого трудно переоценить. Это стратегическая отрасль экономики, которая занимается не только передвижением пассажиров, грузов, она и воевала, и кормила, и кормит людей, а звание «железнодорожник», это почетно, ответственно, уважаемо. Ежегодно в первое воскресенье августа в нашей стране отмечают День железнодорожника.
Этот праздник для Орловской области особенно значим. В нашем городе расположен мощный железнодорожный транспортный узел, Орловщина богата опытом передовых методов работы, прекрасными кадрами и традициями. В настоящее время это почти одна тысяча магистральных стальных путей, сорок станций, более шести тысяч высококвалифицированных специалистов.
Все познается в сравнении. Посуди, читатель: во время Великой Отечественной войны железнодорожное хозяйство области было полностью разрушено, а в разрушенном до основания городе на месте прежней станции Орел устояли только три небольших указателя с надписями: комната для раненых, кипяток и парикмахерская. В самые короткие сроки были восстановлены путевые стальные магистрали, паровозное и вагонное депо, построен прекрасный вокзал с подземным переходом.
Прошло 80 лет со дня освобождения нашего Орла, и мы с глубокой благодарностью отмечаем титанический, самоотверженный труд всех, кто восстанавливал железную дорогу, восстановил и построил наш родной, любимый, красивый город, который, как птица Феникс, возродился из пепла.
В праздничные дни мы вспоминаем машинистов, когдато стоящих у горячей паровозной топки: лауреата Сталинской премии А.С. Кондратьева, награжденных орденами В.И. Ленина Е.А. Карнаева, Ф.Ф. Чупахина, почетного гражданина г. Орла, начальника вокзала П.В. Казанцева и многих других наших земляковжелезнодорожников.
Мы не имеем права не вспоминать доброй памятью и не отдать должное заслуженным руководителям, долгие годы возглавлявшим Орловское отделение Московской железной дороги. Это Ф.С. Бутков, А.П. Герасимов, В.И. Колесников, В.М. Ильин. Это прекрасные организаторы производства, профессионалы высокого знания и уровня, постоянно стремились добиваться лучшего, отдавая всех себя любимому делу.
Сегодня поведем особый разговор о Валентине Митрофановиче Ильине – в день 80летия со дня его рождения. Он всю свою трудовую жизнь, почти 50 лет, проработал на Орловской железной дороге, прошел путь от простого специалиста до заместителя, а затем и начальника Орловского отделения Московской железной дороги. И сейчас, в пенсионном возрасте, он активно участвует в общественнополитической жизни области.
Рожденный в простой семье, впитавший в себя крестьянское трудолюбие, доброту и уважение к людям, познавший тяжелые военные невзгоды (война ни к кому не милосердна), освоив профессиональные знания, умение преодолевать трудности и крутые повороты в жизни, он стал профессионалом и руководителем высочайшего уровня.
На дорогу трудовой жизни он вышел сразу после окончания Рославльского железнодорожного техникума на Смоленской земле.
Получив направление на работу в 1961 году в вагонное депо Орловского отделения железной дороги, прошел все ступени первоначального профессионального развития. После окончания Всесоюзного института инженеров железнодорожного транспорта как опытный инженерспециалист был направлен в Германию на вагоностроительный завод для передачи опыта перевода транспорта на наши стандарты.
Возвратившись в Орел, Валентин Михайлович стал руководителем родного вагонного депо, а его организационный и новаторский стиль работы, как и внедрение передовых технологий, проводимая модернизация производства вывели коллектив в ведущее и передовое предприятие Московской железной дороги.
Впервые на сети дорог была внедрена окраска кузовов вагонов в электростатическом поле, поточный метод ремонта. За новаторство, внедрение передовых технологий и методов работы был награжден правительственными наградами, медалью ВДНХ.
Приказом министра путей сообщения СССР в 1999 году В.М. Ильин был назначен начальником Орловского отделения дороги, продолжил лучшие традиции дороги с высоким уровнем интенсивности и качества транспортного обслуживания. Ежесуточно через станцию Орел проходили 92 пары поездов, в городе шутили – трамваи реже ходят. Железная дорога и дальше продолжала помогать городу в решении многих экономических и социальных проблем. С помощью Валентина Митрофановича была проведена с Министерством путей сообщения сложная подготовительная работа по прокладке магистрального теплопровода большого диаметра над железнодорожными путями, с остановкой движения поездов главного пути на 4 часа, в итоге Северный район города получил теплоноситель.
По поручению главы администрации области Е.С. Строева и начальника Московской дороги Г.М. Фадеева руководством Орловского отделения была проведена объемная работа и обеспечен ввод в эксплуатацию в сентябре 1999 года комфортабельного электропоезда Орел – Москва. Большое внимание В.М. Ильиным уделялось социальнокультурной сфере: при нем были отремонтированы детские сады, детский лагерь, больница и Дворец культуры железнодорожников.
Это с его помощью на постоянной основе функционировали четыре так называемые «железнодорожные вертушки» по завозке гранитного щебня для строительства дорог в городе и области.
Среди наград особое место у представителей этой профессии занимает звание «Почетный железнодорожник». На съезде железнодорожников России Валентину Ильину был вручен такой почетный знак, символизирующий высокий уровень профессионализма, деловитости и авторитета награжденного. Это руководитель, горячо преданный своему профессиональному долгу, любви к своей профессии и людям.
Валентин Митрофанович на крутых поворотах разрушительного перестроечного периода сумел сохранить и стабилизировать работу коллектива орловских железнодорожников.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов в августе 2005 года за весомый вклад в социальноэкономическое развитие Орла его имя было занесено в Почетную книгу города.
От себя лично хочу сказать: река вашей жизни, Валентин Митрофанович, вошла в море мудрости, и вы как человек крепкого орловского закала, большого опыта, сердечной приветливости и сегодня являете собой пример активной общественножизненной позиции. Уважаемый Валентин Митрофанович, спасибо вам за самоотверженный труд и большой вклад в развитие любимой Орловской земли. В день юбилея примите наши самые добрые пожелания!
Почетный гражданин города Орла Евгений Николаевич Троицкий