«Алеше» – 50!
3 августа 1973 года, накануне 30-летия освобождения Орла, на пересечении Московского шоссе и улицы Металлургов в Северном районе появился памятник сталевару. Орловцы прозвали его «Алешей».
Инициатором установки памятника был Сталепрокатный завод один из крупнейших производителей метизной продукции в России. Предприятие открыли в 1967 году, а через 6 лет – установили монумент. «Теперь кто бы не проезжал по трассе «МоскваСимферополь», каждый видит, что в районе живут орловские сталепрокатчики», – говорится в заметке из газеты «Орловский комсомолец» от 12 августа 1973 года.
Авторство памятника принадлежит скульптору В. А. Чухаркину. В центре композиции фигура металлурга, под которым извивается струя плавящегося металла. Также на просторах интернета можно встретить версию, что памятник изображает, как русский богатырь усмирял Змея Горыныча, так теперь металлурги укрощают металл, чтобы он служил людям.
Почему памятник сталевару в народе назвали «Алеша», доподлинно не известно. В те времена многие памятники героям Великой Отечественной войны называли «Алешами», а орловский монумент металлургу попал под это влияние.
Еще по одной версии, в городе был известный Алеша Сталеваров или Алеша Сталевар – в честь него и стали называть скульптуру. Кстати, от его имени здесь часто назначали свидания, правда, обман раскрывался довольно быстро.
Мелодия времени
Знаменитым часам на Орловском железнодорожном вокзале исполнилось 65 лет.
Если театр начинается с вешалки, то дальняя поездка, по крайней мере для орловца, – с вокзала. Он – первое, что приезжающие видят в нашем городе. И здесь действительно есть на что посмотреть.
Орловский железнодорожный вокзал был построен в 1868 году вдали от города. До 1865 года здесь был лес и рядом только Московское шоссе. Все изменило строительство МосковскоКурской железной дороги. Вокзалы в Орле и Курске были построены в одном неоготическом стиле.
Старый вокзал был уничтожен в Великую Отечественную войну, сохранилась только часть подвалов. Восстановлением орловского железнодорожного хозяйства и до 1973 года самим вокзалом руководил Петр Васильевич Казанцев.
К восстановлению вокзала подошли комплексно. Архитектором С.И. Мхитаряном был разработан проект абсолютно новой Привокзальной площади. Здания проектировались в актуальном тогда стиле «сталинский ампир».
5 августа 1958 года, в День города, в центре терминала вокзала установили башенные часы. Работы были выполнены СУ330 и Орловским часовым заводом «Янтарь» по проекту архитектора О.В. Левитского. Каждый час они исполняют мелодию из 1й симфонии орловского композитора, уроженца Мценского района Василия Калинникова.
Под орловскими часами встречаются и расстаются уже 65 лет. Они стали для орловцев символом вокзала. Хотя отметим, что интересных локаций за все годы его существования хватало: довоенный Ленин, послевоенный Сталин, старейший в Орле Тургенев, любимый туристами топиарный орел. Нынешний бронзовый «Орелюбиляр» был установлен в 2016 году в честь 450летия города. А в 2018 году, к 150летию орловского вокзала, вокруг ДК ЖД соорудили Военноисторический мемориальный комплекс.
Сегодня железнодорожный вокзал Орла, являясь объектом регионального культурного наследия, по праву считается визитной карточкой города и области.
Мария ИВАНОВА