Анна Степановна Рубанова – одна из тех, кому в День города мы говорим спасибо за то, что отмечаем этот праздник.
Депрессии изза хмурой погоды, мелочных ссор с близкими людьми, нехватки денег или проблем на работе – как это все мелочно в сравнении с тем, что пришлось пережить тому поколению, которое встретило войну с фашистами. Могли ли они тогда себе позволить хандру и меланхолию? Несмотря на все горести и настоящие беды, только благодаря стойкости их духа наша страна одержала победу над оккупантами.
Анне Степановне Рубановой не было и 18 лет, когда по радио прозвучало то самое первое сообщение о нападении Германии на Советский Союз. Эта ночь у девушки должна была стать одной из самых запоминающихся в жизни – ее школьный выпускной. Она и запомнилась навсегда, но только по другому, более страшному поводу. Страх, отчаянье, неизвестность завтрашнего дня, тревоги за родных, за родителей, за сестру Шуру, у которой толькотолько родился ребенок.
С этой сестрой и грудным племянником Аня и уехала в город Горький, ныне Нижний Новгород, из родной Курской области. Там жил родной брат Иван, подполковник, который отправился на фронт не один, а с женой и маленьким сыном. Забегая вперед скажу, что брат с семьей выжил, но война наложила свой неминуемый отпечаток – сын позже умер от саркомы, а сам Иван Степанович от рака легких.
Но это было позже, а пока Аня с сестрой и еще одним братом, Федором, обосновалась в квартире Ивана. Федор тоже рвался на фронт, писал прошения, но его отказывались принимать в ряды Красной Армии – он был уникальным слесарем, и отпускать его руководство никак не соглашалось.
Анна поступила в строительный институт, но учиться было некогда – студенты рыли траншеи, укрепляя город на случай возможного вторжения противника. Да и еды постоянно не хватало, жили на одну карточку работающего Федора. Какая уж тут учеба? В конце концов пришлось отказаться от тетрадей и учебников – девушка бросила институт и устроилась на фабрику шить форму для военных. Здесь, в тылу, тоже кипел свой собственный фронт. Люди трудились с полной отдачей, обеспечивая бойцов необходимым во имя победы. Труд работниц швейных фабрик был крайне важен. Именно за этот свой труд Анна Степановна потом была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.». Думала ли она тогда о наградах и медалях? Конечно, нет: как и все люди того времени, она жила одной мечтой – чтобы война закончилась и немцы ушли с ее родной земли. Но в сердце нещадно щемило – враг в Курской области, там, где ее дом, ее родители, воспоминания о ее детстве, которое закончилось вот так в один миг, в ту минуту, когда по радио сказали, что началась Великая Отечественная. У нее были планы на будущее – учеба, работа, замужество, но все оказалось перечеркнуто гулом немецких бомбардировщиков в небе над СССР 22 июня 1941 года…
В 1943 году брата Ивана наградили машиной после победы в Курской битве. На этой машине он и повез Аню домой, к родителям. Она и сейчас, спустя 80 лет, помнит, как поразил ее вид разрушенного Орла, через который лежал путь. Она испытала физическую боль, глядя на уничтоженные здания. Вот вокзал, в стенах которого зияют лишь оконные проемы без стекол. Вместо них в каждом проеме – по огромной букве. Шепотом читая каждую из них, девушка складывает предложение: «Поднимем город родной из развалин!». Немцы будто хотели с лица земли стереть этот город, но не вышло. Не вышло сломить и силу духа, что потом докажут жители, медленно по крупицам восстанавливая свою страну. Тогда еще Анна не знала, насколько прочно войдет в ее жизнь Орел. Это произошло уже после знакомства с будущим мужем, которого она встретила в обкоме комсомола, куда устроилась после возвращения в Курскую область. Игорь Анатольевич Иванов был направлен туда же из родного Воронежа. В 1943 году они поженились. Супруг Анны Степановны входил в комиссию, которая оценивала масштаб разрушений Орла. Этого талантливого архитектора, как и его молодую жену, настолько тронули развалины нашего города, что он попросил направить его сюда, хотя ему прочили место архитектора в Минске. С 1947 по 1956 год он был главным архитектором Орла.
Муж умер рано, в 1969 году. За Анной Степановной ухаживали многие, ей делали предложения, ее добивались, но она навсегда осталась верна своему любимому супругу, отцу двух ее дочерей.
«Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит…»
Эти строчки Юлии Друниной – обо всех них, уцелевших в мясорубке той страшной войны. Они пережили то, что, казалось бы, невозможно было пережить, и навсегда усвоили, что самое главное, что есть в жизни, – это сама жизнь. Депрессии, хандра, пустые ссоры – такая мелочь в сравнении с теми невзгодами, что выпали на жизнь Анны Рубановой и всех русских людей в середине прошлого века.
7 июля в доме Анны Степановны было людно – родные и близкие собрались, чтобы поздравить ее со 100летним юбилеем. В чем секрет ее долголетия? Об этом она неустанно твердит дочерям, двум внучкам и четырем правнукам: «Нужно много ходить. Жизнь – это движение!»
5 августа родные вновь соберутся за гостеприимным столом этой неунывающей сильной женщины, чтобы поздравить ее с Днем Победы. Победы, в которую она внесла свой серьезный вклад!
Анна ВЫЛУГИНА