Недавно в Чувашии на фестивале «Вышитая Россия» была представлена карта Орловской области, выполненная традиционным «орловским списом». Однако орловские мастерицы искусно владеют и другими техниками вышивания.
Культурное достояние
В Орле уникальная коллекция вышивки хранится в Орловском краеведческом музее. В ней представлены образцы древнерусского шитья, крестьянской, монастырской, помещичьей и городской вышивки, а также изделия артелей, ремесленных мастерских, промышленных фабрик.
Коллекция формировалась на протяжении столетия. Ее основу составили экспонаты из дореволюционного собрания любителя старины Лаврентия Ивановича Пущина, помещика Орловского уезда. Предметы из его частной коллекции поступили в музей в 1919 году и стали ядром собрания древнерусского декоративного шитья. В частности, здесь представлены женские головные уборы: кички, кокошники, нарядные девичьи повязки, а также фрагменты очелий (повязок на лоб) и затылий. Выполнены они в технике золотной вышивки, когда используется прием — шитье «в прикреп»: металлическая позолоченная (золотная) или серебряная нить не пропускается через ткань, а прикрепляется еле заметными стежками на лицевой стороне шелковой нитью.
О чем расскажет вышивка
Самая большая в собрании – коллекция русской крестьянской вышивки XIX – начала XX века, которая насчитывает около 500 предметов. Среди них есть редкие, порой уникальные вышивки, собранные в основном до Великой Отечественной войны, происхождение которых музейщики затрудняются определить.
В коллекции есть образцы, выполненные в редкой, характерной для Орловского края технике цветной «перевити». Это полотенца, концы которых украшены многоцветными вышивками, выполненными по разреженной ткани, со сложным геометрическим орнаментом, где главную роль играет ромб. В деревенском быту такие полотенца были главными оберегами человека от рождения до смерти.
К примеру, есть полотенце «рукобитное», которым закрывали руки сватов во время сговора, чтобы нечистая сила не узнала о предстоящей свадьбе и не нарушила уговор. Вышивка на полотенцах выполнена в технике «белая строчка» и «орловский спис».
Новые веяния
В конце XIX – начале XX века в крестьянскую среду активно проникает влияние города. В вышивке это проявилось в широком распространении техники креста, выполненной в красночерной гамме. Эта вышивка постепенно вытеснила традиционные приемы и орнаменты. Она встречалась повсеместно по всей России. Рисунки часто повторялись, так как вышивальщицы брали их из популярных журналов «Нива», «Аполлон», «Мир искусства».
В вышивке крестом нередко в композиции полотенца встречаются тексты: «УМОЙСЯ БЕЛЕНЬКО, УТРИСЯ ХОРОШЕНЬКО»; «МОЯ РУКА ПИСАЛА, НИЗНАЛА ДЛЯ КАВО»; «РАБОТА МИЛА, Я ШИЛА».
«Красный угол» с иконами в крестьянских избах украшали узорными полотенцами с соответствующими сюжетами и надписями: «ХРИСТОСЪ ВОСКРЕС», «ХРАМ ИЕРУСАЛИМА. ВОЗНЕСЕНСКАЯ. ЦБР.», «БОЖЕ ЦАРЯ ХРАНИ». Такое полотенце называлось «божник».
Есть редкие полотенца, украшенные тамбурным швом. Он исполняется иглой или специальным крючком в пяльцах и имеет вид рельефной цепочки. В отличие от северного многоцветного тамбурного шитья по кумачу, орловская вышивка сдержанна: выполнена по холсту красными или красночерными нитями.
Хранители традиций
Традиции народной вышивки в Орле в начале XX века были сохранены благодаря деятельности художника и знатока крестьянского искусства Александра Лаврентьевича Лаврентьева (18721943 гг.), преподавателя рисования Орловского Бахтина кадетского корпуса. С 1921 года он был членом комиссии по охране памятников старины и искусства при Орловском губнаробразе. Родственники Лаврентьева передали в музей образцы работ, выполненные в 2030е годы мастерицамивышивальщицами и кружевницами.
Их традиции были продолжены в артели «10 лет промкооперации». В 60е годы XX века она была переименована в Орловскую швейную фабрику «Восход». Наряду с бытовыми вещами на фабрике создавали настоящие произведения декоративноприкладного искусства. Например, в собрание музея вошли многоцветные авторские декоративные панно, выполненные в 19701980х годах: «Орел — город первого салюта», «Москва», «Тургеневская беседка». В коллекции есть скатерть, вышитая в традициях «орловского списа», которая была представлена на Брюссельской выставке в 1967 году.
Городской колорит
Городская вышивка XIX — начала XX века представлена образцами, украшавшими одежду горожан и интерьер жилых домов. Это вышитые панно, картины на библейские и светские сюжеты, ковры, постельное, столовое белье и другие предметы. Вышивкой украшены модные аксессуары и мелочи: сумочки, кошельки, записные книжки, веера, чехольчики. Особое место в коллекции занимает вышивка бисером. Этих вещей немного, но каждый предмет уникален. Например, панно «Розовая ветка с птицей», выполненное в 1840м году в традициях русского фарфора, или картина крепостной крестьянки Мценского уезда «Девушка и сокол» с изображением средневековой дамы.
Большинство образцов поступило в музей из частных коллекций. Например, из собрания вышивки художникаприкладника Людмилы Ильиничны Васильевой (1909 — 1978 гг.). Она стояла у истоков изучения орловского крестьянского костюма, кружева и вышивки. «Изюминка» ее собрания – уникальная в своем роде коллекция носовых платочков почти из 130 предметов.
В 1976 году в музей поступила коллекция из 80 предметов от жительницы Орла Натальи Николаевны ПэнтонСнессаровой: салфетки, подстаканники, скатерти, постельное белье, одежда, занавески, выполненные в разной технике.
Нередко новые экспонаты попадают в музей после персональных выставок мастерицвышивальщиц. Так, например, мастер Людмила Анатольевна Трофимова подарила музею панно «Русское поле». Оно выполнено в редкой технике «орловской свободной глади»: вышивка представляет собой роспись иглой и нитями по ткани.
Пополняют коллекцию и жители Орла и области, которые передают в музей редкие экземпляры. Во все времена вышивка любима и востребована.
Подготовила Людмила Владимирова