Арктический и Дальневосточный вектора социально-экономического развития являются в настоящее время одними из наиболее важнейшими во внутренней политике России, так как именно богатая природными ресурсами Арктика и Дальний Восток будет гарантом устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности страны в XXI веке.
12 сентября 2023 года, Президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании восьмого Восточного экономического форума сказал: «Для экономики Арктики и Дальнего Востока важны транспортные проекты. Предлагается расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры перевозки грузов».
«Мы продолжим модернизацию БАМа и Транссиба. Темпы здесь нужно, безусловно, наращивать, в том числе с помощью механизмов концессии, привлечения частного капитала для строительства мостов, тоннелей и путепроводов.
В этой связи отмечу, что по инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога, возводится новый порт на побережье Охотского моря. Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки АТР», — сказал Президент.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, сейчас очевидно, что задачи широкомасштабного освоения арктических и дальневосточных ресурсов неразрывно связаны с необходимостью развития и модернизации транспортной инфраструктуры. Транспорт, выполняя важную социальную функцию обеспечения мобильности и качества жизни населения Арктической и дальневосточной зоны Российской Федерации, является одной из наиболее стратегически важных отраслей экономики. От степени развития транспортной инфраструктуры, внедрения нового оборудования и технологий в этой сфере зависит переход этих макрорегионов к устойчивому инновационному социально-экономическому развитию, обозначенному в качестве первоочередных задач государственной политики России.
Основные факторы, определяющие специфику функционирования транспорта в условиях Арктики и Дальнего Востока, подчеркивают важнейшую роль государства в развитии транспортной инфраструктуры. Объективные трудности и высокие риски эксплуатации транспорта в арктических и дальневосточных регионах обусловлены не только сложными природно-географическими условиями, но и систематическим недофинансированием транспортной отрасли в целом.
Масштабные инфраструктурные проекты нацелены на обслуживание крупных экспортно-ориентированных промышленных предприятий и не предполагают интенсивного развития социально значимой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание населения.
В настоящее время существует необходимость обоснования включения в программные документы развития Арктической и Дальневосточной зоны Российской Федерации задач развития социально-значимой транспортной инфраструктуры как одного из факторов повышения качества жизни местного населения.
На форуме в своем выступлении Президент России подчеркнул: «Опережающее развитие Арктики и Дальнего Востока – это наш абсолютный приоритет на весь XXI век, общая ответственность и работа Правительства, регионов, крупнейших отечественных компаний как с государственным участием, так и абсолютно частных».