С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2023 года № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». На основании этого акта обновился перечень неисправностей автомобиля, при которых запрещена его эксплуатация. Очевидно, что ранее действующий перечень давно устарел и отставал от действующего Технического регламента Таможенного союза. За последние десятилетия облик автомобилей претерпел существенные изменения, что не могло не отразиться и на законодательстве.
У многих автомобилистов вызвал споры вопрос по поводу возможности крепления и использования видеорегистраторов, однако новое постановление запрещает их только в случае, если это техническое средство мешает обзорности (есть соответствующий ГОСТ), что является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановление продублировала ранее введенный запрет на эксплуатацию транспортных средств с зимними шинами в летний период, а также на эксплуатацию легковых машин и небольших грузовиков массой не более 3,5 тонн без зимних шин весь зимний период.
Появилась норма, уже содержащаяся в Техническом регламенте Таможенного союза о запрете эксплуатации транспортного средства с неисправной антиблокировочной системой тормозов (АБС), когда она предусмотрена заводской комплектацией автомобиля.
Законодатель детально определил виды неисправностей систем питания и выпуска отработавших газов транспортного средства.
К положительным моментам следует отнести исключение из числа обязательных требований о запрете эксплуатации наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, так как они непосредственно не влияют на вероятность дорожно-транспортного происшествия. Также водителей в этой ситуации не будут привлекать к административной ответственности.
Таким образом, вступившее в силу Постановление Правительства Российской Федерации существенным образом не влияет на положение водителей, но способствует устранению противоречий в действующем законодательстве, его сбалансированности.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Юлии Макаровой, за последние десятилетия конструкция производимых автомобилей значительно изменилась. На автотранспортных средствах стали широко применяться новые устройства и системы (антиблокировочные системы тормозов, шины с индикаторами износа, инерционные ремни безопасности, средства автоматического контроля автомобильных систем и др.).
В ходе разработки данного Постановления были учтены предложения и замечания специалистов в сфере автомобильного транспорта. В результате в документ включены только те положения Технического регламента, несоблюдение которых непосредственно влияет на безопасность транспортных средств.
Для рядового автомобилиста в целом ничего не изменилось ни по административной ответственности за нарушения, ни по требованиям к участию автотранспорта в дорожном движении, кроме отдельных особенностей.