5 октября Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева открыл свой 209-й сезон.
Общее дело
Первой в новом сезоне премьерой стала комедия по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты» (12+), поставленная режиссером из СанктПетербурга Татьяной Дремовой.
– Островский – великий автор, закладывавший в текст множество глубоких смыслов. Собственно, потому он и классик, что написанное им находит отклик в людских душах и сердцах всегда, в любые времена, – говорит Татьяна. – Мы не пытались както переложить или прочесть Островского поновому. Единственное, что мы себе позволили, это визуально примерить на героев сегодняшний день. Но мы читали именно Островского. Все мотивы, все страсти героев мы брали именно у него.
Татьяна Дремова уже работала в ОГАТ им. И.С. Тургенева в рамках одной из театральных лабораторий, и ее возвращение в Орел для создания большого спектакля было запланированным и ожидаемым.
– Я сожалею только об одном – мне не удалось задействовать в этом спектакле всех, кого мне хотелось бы, – продолжает она. – Труппа этого театра стала для меня настоящим открытием, и теперь, уезжая, я оставляю в Орле и людей, которым я благодарна за замечательную, интересную, творческую совместную работу, и людей, с которыми мне пока не удалось поработать, но очень хотелось бы.
Перенесение действия классических произведений в наше время – прием достаточно известный, и, если говорить откровенно, многих зрителей заведомо настораживающий. Однако Татьяне Дремовой и ОГАТу в самом деле удалось применить его мастерски. Зритель, с оригиналом, написанным Александром Островским, по тем или иным причинам не знакомый, может вовсе не заподозрить, что смотрит классику. Те же, кто Островского знают и помнят, в процессе просмотра спектакля обнаруживают, что видят именно ту историю, которую прочитали однажды.
Татьяна Дремова говорит, что для нее главное в любом спектакле – это честность, но результат, постановку, в том виде, в котором ее увидит зритель, она как режиссер предсказывать никогда не берется.
– Конечно же, в момент, когда я приступаю к работе, у меня есть некий образ, свое представление о том, что и как должно в итоге получиться, но я полагаю неправильным навязывать кому бы то ни было такие вещи, – поясняет она. – Спектакль – это нечто очень живое, и он может рождаться только в процессе. В его создании всегда задействовано множество людей, каждый артист приходит со своим видением. Работа над спектаклем – это тонкий процесс рождения чегото общего, того, что мы в итоге сможем честно предложить зрителю.
Опыт жизненный и театральный
Артист театра Александр Аксиненко, представший в роли Егора Глумова, говорит, что для него «На всякого мудреца довольно простоты» – не только интересная и важная работа, но и совершенно особенный спектакль.
– Островский вкладывает в уста моего героя такую фразу: «Предоставил публике «Записки подлеца», им самим написанные». Это первая роль подлеца в моей актерской жизни, – рассказывает он. – Это оказалось безумно интересно и настолько же волнительно. Мне пришлось очень глубоко изучать самого себя, знакомиться с неожиданными для меня же самого сторонами моей же собственной личности. Многое примерить на себя, чемуто удивиться, о некоторых вещах – всерьез подумать. Работая над ролью Глумова, я на собственном опыте убедился в правдивости высказывания о том, как интересно играть разные роли, героев с прямо противоположными характерами и мотивацией. Это вдохновляет хотеть как можно больше разных ролей и разных героев.
Вероятно, сочетание именно этого общего вдохновения и большого профессионализма работавших над спектаклем людей и сделали «На всякого мудреца довольно простоты» таким, каким он получился в итоге – динамичным, ярким, современным и вместе с тем в лучшем смысле этого слова классическим.
Великолепно подобранное музыкальное оформление усиливает для зрителя ощущение реальности происходящего, полностью погружает его в ощущение того, что герои, за которыми он наблюдает, это не люди из давно ушедшей эпохи, в которой чтото да было подругому, а его современники. Возможно, знакомые или друзья, возможно – те, за кем он с интересом наблюдает в социальных сетях, а может быть, в какойто мере и он сам.
Александр Островский мастерски и очень тонко показывает людей такими, каковы они есть, говорит о наших слабостях, недостатках, и вместе с тем – о достоинствах, в которые эти недостатки и слабости можно при желании обернуть.
В свою очередь ОГАТ им. И.С. Тургенева мастерски ставит Островского, преподносит его очень честно, заставляет зрителя задуматься, и при этом получить удовольствие и от жизни, и от увиденного, посмеяться, поиронизировать над собой же.
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» получился настоящей, хорошей классической комедией: умной, красивой, тонкой, оставляющей после просмотра самые приятные впечатления.
Конечно же, дело тут и в профессионализме, и в материале, над которым работал театр, но что немаловажно, в процессе просмотра спектакля зритель видит, чувствует, что действо на сцене разворачивается к огромному удовольствию самих артистов, и эта радость делает атмосферу в зале совершенно неповторимой.
Анастасия
Извекова