Их в Орле уже целый взвод – победителей международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»
В «Зеркале истории»
А командует этим «взводом» педагогорганизатор, руководитель музея «Зеркало истории» лицея № 18 г. Орла Марина Самарина, добавившая в этом году к прежним наградам за успехи в патриотическом воспитании подрастающего поколения и две новые – именную золотую медаль «Учитель! Перед именем твоим…», учрежденную Международной славянской академией наук, образования, искусств и культуры, и как победитель областного конкурса учителей и педагогов дополнительного образования – почетную грамоту и премию губернатора.
В международном творческом конкурсе, который совместно с министерствами обороны и образования ежегодно проводят Союз писателей России и Всемирный русский народный собор, воспитанники лицея участвуют с 2009 года. За это время наградами конкурса было отмечено более 30 работ активистов школьного музея – целый «гренадерский» взвод. Несколько подростков удостоены диплома победителя в конкретных номинациях. Среди таких – Олег Самарин, Артем Угланов, Станислав Линьков, Владислав Белкин. Из года в год воспитанники лицея № 18 демонстрируют не только хорошие знания по истории родного края, о его славных людях, биографии конкретных семей, но и – спасибо учителямпредметникам – прекрасные знания по истории, русскому языку, литературе.
И вот – новое имя в строю «гренадеров» лицея. Это семиклассник Юрий Литюга, чье эссе «Мои русские и украинские прадедыгерои» было не только удостоено высшей награды конкурса, но и опубликовано в осеннем номере московского писательского журнала «Русская земля». Это очень большая победа, потому что если 12 лет назад конкурс начинался с полутора тысяч имен, то в этом году жюри пришлось рассмотреть 11 235 работ, присланных из 72 регионов России, а также из Эстонии и Приднестровья.
В дни осенних каникул Юра и его творческий руководитель были приглашены в Москву для получения наград.
Московские каникулы
– Организаторы конкурса всегда готовят для финалистов насыщенную культурнопознавательную программу, – рассказывает о недавней поездке Марина Ивановна. – В день приезда, 2 ноября, нас встречали в Союзе писателей России. Юные гости столицы с большим интересом посетили Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, храм Христа Спасителя, Третьяковскую галерею, открыли много нового в обзорной экскурсии по Москве.
Надолго запомнится и день, проведенный на Бородинском поле и в Государственном музеезаповеднике «Бородино». Вечером школьники и их наставники были гостеприимно приняты в СпасоБородинском женском монастыре, построенном на средства вдовы погибшего в Бородинском сражении 1812 года генерала Александра Тучкова.
Особое впечатление произвела поездка в подмосковный Можайск. Ребята побывали на святом источнике Преподобного Ферапонта, где их ждала полевая кухня и подарки от благотворителей. Кроме исторических книг каждый увез домой иконку и сосуд со святой водой из источника.
А потом был конференцзал Союза писателей и красиво организованная церемония награждения победителей. Только от имен людей, которые вручали победителям награды, могла закружиться голова: председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, митрополит Калужский и Боровский Климент, Герой Советского Союза летчикфронтовик Сергей Коновалов, Герои России – летчикиспытатель Игорь Вотинцев и штурманиспытатель Владимир Шендрик, известные писатели, музыканты, артисты театра и кино.
Кто я?
Диплом победителя и ценный подарок Юра Литюга получил из рук народного артиста России Михаила Ножкина (на снимке), известного по крупным ролям в таких фильмах, как «Освобождение», «Одиночное плавание», «Каждый вечер в одиннадцать», «Судьба резидента». Большим сюрпризом для орловского подростка стало то, что перед награждением со сцены прозвучал отрывок из его творческой работы в исполнении артиста МХАТ им. Горького Сергея Кисличенко. Одобрительные аплодисменты зала вызвало это место его эссе: «Закончив писать военную биографию моих прадедов, я вдруг понял, что история страны действительно, как в зеркале, отражается в истории семьи, она оживает, становится личной, моей историей. Иногда я думаю: кто я? Русский или украинец? По линии матери у меня все русские, по линии отца – украинцы. В моих жилах течет и русская, и украинская кровь. Может быть, я русский украинец или украинский русский? Думаю, я – украинец, но больше этого, я – русский! Мы должны быть едины – Россия и Украина».
Часть великого народа
С пастырским напутственным словом перед собравшимися выступил владыка Климент, который напомнил, что в ходе таких конкурсов российские дети и молодежь из самых разных мест знакомятся, учатся друг у друга, налаживают долгие дружеские связи. Вот и педагоги не перестают удивляться: как в течение нескольких дней насыщенного общения дети приятно преображаются. И главное в этом светлом преображении — желание творить, познавать новое, идти, словно русские гренадеры, в строю первыми.
– Участие в таком конкурсе требует от молодых осмысления: что роднит его с родиной, ощущения единства с ней, понимания, насколько каждый связан с теми, кто рядом и кто жил до нас, – считает Марина Самарина. – Собственно, это и есть патриотизм – не навязанный или продиктованный, а пропущенный сквозь душу, осмысленный и действенный, требующий поступков. Такой патриотизм принимается всем умом и всем сердцем — навсегда».
Никто не знает, какую профессию изберут не только «гренадеры», но все те сотни нынешних орловских школьников, участников и победителей многих творческих конкурсов, посвященных памятным датам, в том числе и 450летию образования Орла. У них много вариантов для выбора. Очевидно одно: для них слова «Родина» и «Отечество» всегда будут понятиями с большой буквы. И историю своей страны они предпочтут изучать не с чужого голоса, и запомнят в ней и детям своим расскажут об истинных героях и православных святых, какими так богата и не оскудевает «Светлым светлая и украсно украшенная земля Русская».
Валентина Новошинская
Фото из архива музея «Зеркало истории»