Минобрнауки: систему целевого приема нужно менять.
Заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев заявил, что система целевого приема в вузы нуждается в кардинальных изменениях, так как сейчас заполняется лишь 45% целевых мест. По словам Афанасьева, целевой прием – это один из инструментов, который позволяет решать проблему дефицита кадров в регионах и отраслях. Однако, по его мнению, существующая система не работает эффективно, так как не учитывает интересы и потребности студентов и заказчиков. Он сказал, что половина заполненных мест – это очень мало. Это говорит о том, что система не привлекательна ни для студентов, ни для заказчиков. Студенты не хотят связывать себя обязательствами по трудоустройству после окончания вуза, а заказчики не могут предложить достойные условия работы и заработной платы.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – для улучшения ситуации необходимо пересмотреть критерии отбора и распределения целевиков, а также создать единую площадку, где можно будет найти заказчика целевого обучения. Необходимо, чтобы студент мог сам выбирать заказчика из списка тех, кто нуждается в кадрах. Для этого власти планируют создать единую информационную площадку, где будут представлены все заказчики целевого обучения со всей России. Там же будут указаны требования к абитуриентам, условия обучения и трудоустройства. Таким образом, студент сможет самостоятельно принять решение о своем будущем.
Афанасьев добавил, что такая площадка будет работать в тесной связи с вузами, которые будут осуществлять прием и обучение целевиков. По его словам, это позволит повысить прозрачность и эффективность системы целевого приема. Напомним, что целевой приём – это способ поступления в вуз на бюджетной основе по направлению от государственной организации или предприятия, которые нуждаются в квалифицированных кадрах. Студент, поступивший по целевому приему, обязуется после окончания вуза отработать не менее трех лет в той организации, которая оплачивала его обучение.
Целевой прием работает следующим образом:
Абитуриент выбирает специальность и вуз, на которые есть целевые места.
Абитуриент подает заявление на целевое обучение в организацию-заказчика, которая интересуется его профилем. Это может быть министерство, ведомство, предприятие и другие организации.
Абитуриент сдает ЕГЭ и участвует в конкурсе на целевые места. Конкурс обычно ниже, чем на общие места, так как меньше желающих связывать себя обязательствами.
Если абитуриент проходит по конкурсу, он подписывает договор о целевом обучении с организацией-заказчиком. В договоре указываются условия обучения, трудоустройства и отработки.
Студент учится в вузе бесплатно и получает дополнительную поддержку от заказчика (стипендию, стажировку, менторство и так далее).
После окончания вуза студент трудоустраивается в организацию-заказчика и отрабатывает не менее трех лет по полученной специальности.
Целевой прием имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, это возможность получить бесплатное образование по востребованной специальности и гарантированное трудоустройство после выпуска. С другой стороны, это ограничение свободы выбора и риски невыполнения договорных обязательств. Поэтому студентам, которые хотят поступить по целевому приему, нужно тщательно взвешивать все за и против.