В условиях внешнего санкционного давления и переориентации торговли на Восток и Юг таможенные органы Российской Федерации уделяют особое внимание оптимизации логистики и таможенного оформления поставок из Китая, Турции и других стран-партнеров.
В рамках этой работы таможенники в пределах своих компетенций оказывают комплексную поддержку российским производителям спецтехники, в настоящее время зависящим от зарубежных поставок комплектующих. Только за сентябрь этого года екатеринбургские таможенники оформили 55 контейнеров из Китая с комплектующими для грузовых автомобилей общим весом в тысячу тонн и стоимостью более 31 млн юаней. Груз прибыл на площадку ТЛЦ «Уральский» логистического хаба «Сухой порт». Сумма таможенных платежей составила почти 123 млн рублей.
Одним из предприятий, заинтересованных в решении вопросов, связанных с оптимизацией логистики в новых экономических условиях, является миасское производство ООО «АМТ Н.В.», входящее в список крупнейших российских производителей большегрузов для работы в тяжелых климатических условиях, в том числе Крайнего Севера. Всего для работы этого предприятия за 2023 год из Китая было ввезено более 4 тыс. тонн запасных частей почти на 19 млн долларов. Сумма таможенных платежей составила свыше 460 млн рублей. Поставщиком комплектующих для сборки грузовиков выступает Китай.
С генеральным директором компании Владимиром Новиком в рамках рабочей поездки в Челябинскую область встретился начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов. Стороны обсудили сроки таможенного оформления прибывающих товаров, а также возможность освобождения от уплаты антидемпинговых пошлин.
В планах миасского предприятия выпустить в текущем году до 500 тяжелых машин, предназначенных для нефтегазовой, лесной, строительной и добывающей отраслей. На 2024 и 2025 год ставится задача по выпуску 1200 и 1800 автомобилей.
«Наше предприятие смогло быстро переориентироваться и найти замену западному партнеру на Востоке. Сотрудничество с КНР началось с июля 2023 года. Тогда из первых китайских машинокомплектов работники собрали 48 самосвалов. Сегодня из Поднебесной в Миасс приходят комплектующие, здесь их превращают в полноприводные большегрузы. Пока с Китаем реализовано два контракта на поставку 108 комплектов для производства тяжелых авто. В планах – производить по 100 большегрузных автомобилей ежемесячно», – отметил Владимир Новик.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата технических наук Марины Власовой для укрепления внешнеэкономических связей и развития российской промышленности необходимо принять комплекс мер по оптимизации таможенной логистики за счет сокращения сроков таможенного оформления, а также возможности освобождения от уплаты пошлин.