Более чем для 40 тысяч граждан бывших союзных республик Орловщина стала второй родиной.
Это подтвердило и многолюдье областного межнационального форума, который завершился 4 ноября, в День народного единства, ярким и красочным фестивалем «Мы вместе!», познакомившем с культурой, традициями и обычаями 25 национальностей, проживающих на территории областного центра и региона. Сегодняшний рассказ – о двух представителях нашего многонационального города.
Здесь мой дом
Сергей (Сейран) Агаммедович Гамидов – один из активных членов регионального отделения Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК). В Орле живет с 1984 года, считает, что азербайджанской диаспоре повезло с руководителем, который делает для соплеменников гораздо больше, чем можно ожидать в нынешней экономической ситуации. Это во многом благодаря совету старейшин и руководителю общественной организации Намику Гаджиеву среди трудовых мигрантов практически нет правонарушителей. Те же из соплеменников, кто переживает временные трудности, всегда могут рассчитывать на помощь диаспоры: здесь не раз собирали складчину на лечение больных, организацию похорон, выезд по срочной телеграмме на родину.
В Орел Сергей впервые приехал еще до армии: как мастер спорта по классической борьбе участвовал во всесоюзном турнире на приз Ивана Поддубного. Очень понравились здешние места и люди, даже мечтал служить поблизости, но юношу с хорошим аттестатом одной из бакинских школ, отличным знанием русского языка призвали в ракетные войска. Службу проходил в Оренбурге, где по комсомольскому поручению три месяца отработал в военноспортивном лагере для трудных подростков. За короткое лето Сергей с напарником так много успел сделать для 23 ребят своего взвода, что осенью, встречая «товарища сержанта» в городе, они бросались к нему, как к отцу родному, признаваясь, что это было лучшее время в их жизни.
– После армии я недолго погостил у родителей и собрался в Орел, – вспоминает события 30летней давности Сергей. – На предприятиях города в те годы был большой выбор вакансий. Остановился на часовом заводе, где за несколько лет поднялся от ученика строгальщика до заместителя начальника транспортного цеха.
Заочно окончил машиностроительный институт. Но грянули «лихие» 90е, заводы стали закрываться, тысячи рабочих и специалистов оказались не у дел. По примеру многих знакомых занялся коммерцией. Пережил многое, но выстоял. Сегодня у него ИП и легальный бизнес, который ему помогает вести жена Расмия. Со временем Сергей построил дом, здесь уютно всем трем его любимым женщинам. Старшая дочь Нергис будущим летом получит диплом врачаонколога. Младшая Нармин, одна из лучших студенток курса, заканчивает юридический институт. Дочериорловчанки воспитаны на русской культуре, здесь у них много друзей, и свое будущее они связывают с родным городом. Как и родители, с удовольствием навещают своих бакинских родственников, бывают и в других краях, но отовсюду торопятся домой, в Орел.
Помнить имя свое
Грузинская у нее только фамилия – Ушхвани. Однокурсники по медицинскому училищу помнят Елену Ферапонтову как одну из лучших студенток, активную общественницу. За диплом медсестры Елена получила от родителей подарок – недельную путевку в столицу. Там и познакомилась с Ремико Ушхвани. Молодые люди понравились друг другу, а после свадьбы он увез ее в Сухуми.
– Это был очень красивый курортный город, в котором мы прожили четыре счастливых года, – рассказывает Елена Михайловна. – Я работала в военном госпитале, учила грузинский язык, осваивала у свекрови секреты национальной кухни. У нас был гостеприимный дом, друзья разных национальностей, родилась Кристина. Мы ездили в Орел, родители гостили у нас и казалось, что так будет всегда.
Весной 1992 года у супругов родился Миша, а уже в ноябре семья была вынуждена бежать из Сухуми: грузиноабхазский конфликт перерос в войну с обстрелами и бомбардировками городских кварталов.
– Мы успели улететь последним рейсом, – вспоминает пережитое Елена. – Не знаю, кто молился за нас, но иначе как чудом наше спасение не назовешь: переполненный самолет не только взлетел, но и долетел до Москвы. Этот страшный год оставил республике тысячи убитых и пропавших без вести, а красивейший город так до сих пор полностью не восстановлен.
Семье Ушхвани было легче, чем другим беженцам: в Орле их ждали в отчем доме Елены. Обустроились, нашли работу, здесь родилась Сашенька, которую дома называют Сандро.
– Это дети подали нам идею создать в Орле грузинский культурнопросветительский центр, – поясняет Елена Михайловна. – У сына бизнес в Москве, в одном из центров изучает историю и язык грузинского народа и считает несправедливым, что такого центра нет в Орле.
Вот она с мужем и хлопочет о его создании. Призналась: мечтает, чтобы ровесники ее Саши могли бы так же свободно, как Пушкина или Есенина, читать в подлиннике и великого Шота Руставели. Это очень символично, что русская женщина хлопочет об образовании культурного центра для грузин – она много знает о многовековой связи наших двух культур. Непременная участница всех проходящих в Орле межнациональных фестивалей, Елена уже нашла немало сторонников этой идеи. В том числе и в лице Галины Владимировны Глазовой, руководителя региональной Ассамблеи народов России, которая ищет помещение для межнационального культурного центра.
Если это случится, то получит постоянную крышу для проведения своих и совместных мероприятий не только каждая из диаспор, но и молодой хореографический коллектив «Дикий Кавказ», участник многих конкурсов и фестивалей, где одна из солисток – юная Сандро Ушхвани. Ансамбль объединил детей разных национальностей и может служить для взрослых примером дружбы, согласия и совместного творчества.
Валентина Новошинская