Долгое время имя нашего земляка Ивана Картукова, выдающегося конструктора военной техники было известно лишь в кругу специалистов. Сегодня его имя носит улица в микрорайоне «Наугорский» в Орле, а деятельность И. И. Картукова оценивается столь же высоко, как и двух других знаменитых уроженцев Орловщины — конструкторов Н. Н. Поликарпова и А.Г. Шипунова.
Рабочая «косточка»
Иван Картуков родился 13(27) сентября 1904 года в Орле. Его отец был портным, мать – прядильщицей. Иван рано начал работать. С 11 и до 16 лет успел поработать на трех предприятиях Орла: снарядном заводе, 1м Пролетарском машиностроительном заводе и станции Орел МосковскоКурской железной дороги.
В 1920 году ушел добровольцем в Красную Армию, окончил кавалерийские курсы и был направлен в летучий отряд частей особого назначения ОрловскоВитебской железной дороги.
Потом работал слесарем на машиностроительном заводе им. Медведева. В 1926 году был откомандирован в Ленинград для обучения на рабфаке, оттуда направлен в Москву, в МВТУ имени Н.Э. Баумана.
Учебу Иван совмещал с работой конструктором по авиавооружению в Центральном аэрогидродинамическом институте и ЦКБ Ильюшина, где был начальником бригады вооружения.
Оружие для авиации
Во второй половине 1930х годов конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Поликарпова, Яковлева работали над созданием новых самолетов, в каждом из них были свои бригады вооружения. В 1937 году было создано специализированное ОКБ на заводе № 145 имени С.М. Кирова. Его возглавил И.И. Картуков. КБ занималось разработкой и выпуском специального вооружения: выливных авиационных приборов, универсальных химических приборов, зажигательных авиационных приборов, а также кассет для авиационных бомб. Работа Картукова получила высокую оценку: в числе 25 лучших авиаконструкторов и ученых указом Сталина ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.
Все для Победы
После начала Великой Отечественной войны завод №145 был эвакуирован в Куйбышев. В эвакуации конструкторский коллектив Картукова продолжил изготовление изделий химического и бомбового вооружения.
Тогда же начался выпуск ампулометов для борьбы с танками и другой техникой, благодаря которым появилась возможность с дальнего расстояния поражать противника. Под руководством И.И. Картукова были разработаны и изготовлены бомбодержатели для самолетов У2 и ИЛ2.
Так получилось, что в легендарном самолете времен Великой Отечественной войны – У2 – соединилась работа двух выдающихся уроженцев Орловского края: создателя самолета авиаконструктора Н.Н. Поликарпова и И.И. Картукова. С помощью устройств, придуманных ученым, советские летчицы, которых немцы называли «ночными ведьмами», неслышно подлетали к расположению противника и сбрасывали на него бомбы.
Во главе КБ «Искра»
В 1946 году в Москве создали опытный завод № 81, в состав которого вошли два КБ. Ивана Картукова назначили главным конструктором одного из них – машиностроительного КБ «Искра». Ученый возглавлял КБ со дня его образования до 1987 года. Потом до кончины в 1991 году продолжал активно участвовать в его деятельности.
Под руководством Картукова «Искра» разрабатывала и внедряла в производство изделия по заданиям Генеральных конструкторов самолетов А.Н. Туполева, А.И. Микояна, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, С.В. Ильюшина, а также конструкторов ракетных комплексов, разработчиков катапультных кресел, боевых кораблей и подводных лодок.
Для спасения жизни
Одним из важных направлений в деятельности КБ «Искра» были разработки средств спасения экипажей самолетов, космических кораблей, а также средств мягкой посадки спускаемых аппаратов. Сотням летчиков спасло жизнь катапультируемое кресло, в основе конструкции которого — стреляющий механизм, разработанный специалистами КБ. В частности, этот механизм был использован для катапультируемых кресел космических кораблей «Восток» и многоразового орбитального корабля «Буран».
Еще одна разработка КБ – двигательная установка системы аварийного спасения ракетно-космического комплекса «Союз» – в 1983 году обеспечила спасение экипажа космического корабля «СоюзТ» с космонавтами Титовым и Стрекаловым при аварии ракеты-носителя на Байконуре.
Высокая оценка
И.И. Картуков – автор более 50 изобретений. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд». Ему присвоено звание лауреата Сталинской премии (1942), Ленинской премии (1965) и Государственной премии (1985). Как вспоминали коллеги, несмотря на большую загруженность работой, Иван Иванович находил время для занятий спортом, всю жизнь был страстным ценителем классической музыки, очень любил природу.
Главный конструктор И.И. Картуков скончался 22 июня 1991 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
В 2002 году КБ «Искра» было присвоено имя Ивана Ивановича Картукова. В 2004 году к 100летнему юбилею конструктора выпустили юбилейную медаль.
Подготовила Людмила Владимирова по материалам Орловского краеведческого музея