Павла Кадочникова можно без преувеличения назвать кумиром нескольких поколений россиян. Сегодня наследием знаменитого актера и режиссера занимается его внучка Наталия, которая руководит творческой мастерской «Династия». Юные кинематографисты и их педагог стали гостями нашего города. Они приняли участие в кинофестивале «Отцы и дети».
Его обожали миллионы зрителей, называли главным разведчиком СССР, а еще главным мотогонщиком и дрессировщиком страны.
Кадочников снялся почти в сотне фильмов. «Укротительница тигров», «Сибириада», «Неоконченная пьеса для механического пианино» – вот только некоторые из них. Фразы из «Подвига разведчика»: «За победу! За нашу победу!» и «Вы болван, Штюбинг!» ушли в народ и стали классикой, а роль Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» в свое время вдохновляла тысячи советских мальчишек на учебу в летные школы.
– Это был человекпраздник, – вспоминает Наталия. – Праздник, который он, как никто, умел создать для родных и друзей. Что бы не происходило, как бы трудно ему не было, а жизнь у него была достаточно непростая (и взлеты, и падения, и потеря близких), но он всегда был человеком, который подаст руку. Очень редко просил чтото для себя, но всегда делал все, чтобы людям помочь. Таким он мне запомнился. Ну и, конечно же, дедом, который мне дал практически все в жизни. Не только материальные какието блага, но и духовные ценности, которые я стараюсь передавать своим детям и ученикам.
Творческая мастерская, которой руководит Наталия Кадочникова в северной столице, носит имя знаменитого актера. Ребята изучают основы театра, сценических, а с недавних пор – и экранных искусств. Опыт, полученный на фестивале «Отцы и дети» в Орле, уже принес им первые плоды.
– Вообще, с Орлом связано очень серьезное событие в жизни нашей «Династии», – рассказывает Наталия. – Изначально мы занимались исключительно театром. Для первого фестиваля по просьбе его организатора Марины Куликовой мы сняли небольшой фильмприветствие. Он был представлен в номинации «Кинодебют» и получил признание. Так что знакомство с кино и первые шаги в нем мы сделали именно в Орле!
– Оказалось, что здесь у огромного числа людей есть потрясающие идеи, которые они готовы реализовывать, – делятся впечатлением от пребывания в нашем городе участники творческой мастерской Мария Кузнецова и Даня Маркович. – Понимаешь, что ты не один, хочешь и дальше идти выбранным путем.
Сама Наталия тоже пошла по стопам деда, снявшись почти в трех десятках фильмов. Правда, не в главных ролях.
– Продюсеры называют меня мастером эпизода, – шутит актриса.
Не жалея времени и сил, она стремится сохранить память о своем удивительном предке. Выпустила книгу воспоминаний, устраивает фестиваль искусств имени Павла Кадочникова, создает музей в небольшой фамильной усадьбе на костромской земле.
– Что это за место, и почему музей будет именно там?
– Это наша дача: 18 соток, двухэтажный дом, где все осталось, как при жизни Павла Петровича. Там, например, есть яблоня, которую посадил гениальный актер Николай Черкасов, – она до сих пор плодоносит. А еще есть туя, которую саженцем подарил Георгий Вицин. Есть яблоня Касаткиной, слива Москвина и Кошеверовой. То есть это звездный сад, как мы его называем. Такого в России больше нет, учитывая количество деревьев, посаженных известными на всю страну людьми.
Здесь Павел Петрович писал сценарии, готовился к ролям, создавал картины, ведь он был еще и потрясающим художником! Там и я делала свои первые шаги в искусстве. Кстати, недалеко от усадьбы снимались фильмы «Снегурочка», «Серебряные струны», «Я тебя никогда не забуду» и «Музыканты одного полка», режиссером которых был Павел Кадочников. Есть кресло, в котором сам Эйзенштейн сидел! И очень многие знаменитости, создававшие историю кинематографии и театра, к Павлу Петровичу приезжали просто, как друзья.
Я считаю, такое место должно быть открыто, и люди могли бы приходить туда не только как в музей. Мы хотим устраивать там творческие вечера, различные детские программы. А в небольшой кузнице, которую планируем восстановить, проходили бы мастерклассы. Дед вырезал по дереву и вообще многое умел делать руками. Надеюсь, сюда смогут приезжать люди, занимающиеся разными видами искусства, кому будет о чем поговорить и поделиться друг с другом.
– Когда надеетесь осуществить проект?
– Музейусадьбу Кадочниковых мы планировали открыть этим летом. Но пока не получилось, потому что очень много работы, в том числе с огромным архивом. Мы нашли дневники Павла Петровича, которые сейчас в расшифровке и будут готовиться к печати. Когда я стала их разбирать, то поняла: дедушка фактически разработал свою методику, которую мы стараемся применять в творческой мастерской «Династия». Он, кстати, мечтал о создании студии, где люди разных возрастов занимались бы театром, кино и творчеством в целом.
– Как к этому относятся ваши дети?
– Они не только поддерживают проект, но вместе со мной являются самыми активными участниками творческой мастерской и продолжают дело, начатое Павлом Кадочниковым. То есть у нас династия не только по крови, но и по духу, по восприятию мира. Мы обучаем ребят не только профессиональным качествам и навыкам, а именно тому, чтобы быть настоящими людьми, – вот это самое главное в жизни. Неважно, кем они будут. Главное, чтобы они стали людьми. Это то, что нес Павел Петрович и то, что мы продолжаем нести дальше.
Семейное дело
В семье Кадочниковых, кажется, актерством занимались почти все. Не только сам Павел Петрович, но и его жена Розалия Котович, их сын Петр – отец Наталии. Снимался в кино и Константин – сын Павла Кадочникова от первого брака. Геннадий Нилов, племянник Розалии Ивановны, тоже стал артистом. (Помните физика Сундукова из комедии «Три плюс два»? Это он!) А его сын – Алексей Нилов – в четыре года снялся у своего двоюродного дедушки в фильмесказке «Снегурочка», а когда подрос, стал ловить бандитов в бесконечных хрониках «Оперов» и «Улицах разбитых фонарей». Правнуки Павла Кадочникова тоже не остались в стороне. Петр исполнил главную роль в картине Игоря Масленникова «Тимур и его командос». А Виктор еще в шесть лет успел поактерствовать в двух главных театрах страны – БДТ и Мариинском. Но, по его словам, продолжать связь с искусством хотел бы, скорее, как профессиональный монтажер.
Беседовал Андрей ТУРБИН