Юбилейный 30-й сезон Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина в разгаре. «Орловская городская газета» продолжает знакомить читателей
с людьми, посвятившими себя служению театру.
Искусство в человеке
«Работоспособный, органичный, внутренне подвижный, тонко чувствующий природу театра, обладающий природным юмором, яркой энергией и заразительностью», – так в «Русском стиле» отзываются об Александре Галуцких.
Своему театру он служит уже 30 лет, и уверяет, что не жалеет ни об одном дне, проведенном в его стенах.
– В тот момент, когда в Орле появился «Русский стиль», я был студентом, – рассказывает Александр. – В самом начале нас занимали в спектаклях, потом труппа сформировалась и большой потребности в студентах не было. Однако, когда я учился на третьем курсе, Валерий Иванович (Симоненко. – Прим. ред.) пригласил нескольких человек из нашей группы в новый спектакль, который вошел в репертуар театра на постоянной основе. Так что официально я в «Русским стиле» с 1998 года, хотя фактически наблюдаю за его рождением и развитием с самого его основания.
Александр Галуцких подчеркивает, что в театре не получается работать, театру можно только служить.
– На мой взгляд, это в определенном смысле похоже на служение в церкви, – поясняет он. – С одной стороны, в процессе служения ты отдаешь часть себя, меняешься сам. Ты вынужден действовать очень осознанно. Приходя в театр, все бытовые моменты оставлять в условном гардеробе. С другой стороны, театр, как подлинное служение, не повторяется. Спектакль – как воздух, момент прошел, и его уже нет, его нельзя переписать как книгу или пересмотреть как фильм. Чтото почувствовать, осознать, пережить можно только в процессе, вернуться к этому, повторить полностью не получится. Думаю, именно этот процесс или это состояние служения и приводит к тому, что театр растет и меняется вместе с людьми, а люди растут и меняются вместе с театром.
При этом Александр отмечает, что в этом обоюдном процессе роста нет ни первичного, ни вторичного.
– Театр это люди, – говорит он. – Станиславский учил любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Вместе с тем театр должен оставаться неким отражением действительности, отвечать на запросы и вопросы зрителей.
Человек в искусстве
Александр Галуцких – лауреат ежегодной муниципальной театральной премии за лучшую роль сезона 2015 — 2016 года в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Базарина; обладатель ежегодных муниципальных театральных премий лучшим артистам в номинации «Лучшая мужская роль» за работу в спектаклях «От оперетты до мюзикла» (12+), «Слон» (16+) и «Провинциальные анекдоты» (16+).
– Главная роль – это то, до чего нужно дорасти, – рассказывает он. – Я, конечно же, имею в виду даже не возраст, а состояние души, уровень восприятия жизни. Получить главную роль лестно и очень ответственно, однако я не считаю, что главная роль ценнее роли второго плана. В теории, конечно, в любой роли можно просто надеть костюм и выучить текст, но этого мало. Герой, персонаж, которого играешь, — это нечто, постоянно пребывающее с тобой, в тебе. Это то, что ты так или иначе уносишь с собой из театра. То, благодаря чему во многом познаешь себя, неочевидные до определенного момента грани собственной натуры. Актер влияет на роль, а роль влияет на актера. В процессе ее осознания герой растет, становится более понятным самому актеру, более живым. Двух одинаковых спектаклей не бывает, но когда постановка идет на сцене много лет, особенно заметно, что она живет своей особой жизнью.
В 2021 году Александр стал обладателем ежегодной театральной премии имени М.М. Бахтина в номинации «За преданное служение театру».
Так уж повелось, что о вполне «земных» аспектах своего служения у людей театра даже в личном разговоре упоминать не принято. Высокий темп жизни, подчас непредсказуемый график, неизбежные физические нагрузки – все это как будто остается за скобками. Вместе с тем представляется, что орловские театралы хорошо понимают, какая грандиозная работа души необходима, чтобы, выходя на сцену, проживать такие разные жизни абсолютно достоверно.
– В «Русском стиле» замечательное камерное пространство, – делится Александр. – Получается, что зрители в буквальном смысле погружаются в историю вместе с нами. При этом внутри театра мы из сезона в сезон продолжаем учиться взаимодействовать друг с другом. Этот процесс влияния актера на роль и роли на актера, он ведь проходит у всех актеров. А потом на сцене получается спектакль.
Интересное будущее
Александр Галуцких говорит, что, по его ощущениям, «Русский стиль» подошел к своему 30летию современным, актуальным и ярким.
– Под яркостью я подразумеваю то впечатление, которое театр производит на зрителя, глубину тех чувств, которые он способен затронуть, – поясняет он. – По моим ощущениям, у «Русского стиля» есть опыт, и есть некий задел на будущее. Валерий Иванович – художественный руководитель, научивший театр и каждого, имеющего отношение к нему, непрерывно развиваться. Не только в профессиональном, но и в личностном плане. Этот постоянный рост не позволяет застаиваться и застревать, он помогает оставаться в моменте и тоньше чувствовать происходящее вокруг, лучше понимать самого себя и правильнее определять вектор развития дальнейшего. В репертуаре театра есть классика, современная драма, музыкальные постановки. Театр — это площадка, на которой должно создаваться нечто интересное и нужное людям.
Анастасия Извекова