Так называют главного художника и художника-постановщика театра «Русский стиль» Анну Назарову. Создать костюмы и декорации, изготовить театральную куклу, оформить самый популярный в городе торгово-развлекательный комплекс – все это она умеет, любит и делает, наслаждаясь
и самим процессом, и его результатом.
Образ жизни
1 декабря Анне исполняется 50 лет. Она убеждена, что возраст этот прекрасен: существенный жизненный и творческий опыт уже приобретен, мировоззрение сформировано, а желания и возможностей для того, чтобы создавать прекрасное, – бездна.
При этом она отмечает, что стать художником не было ее заветной мечтой или целью.
– Все произошло как-то само собой, – говорит Анна. – Сначала я пошла поступать в художественную школу за компанию с подругой, потом было художественное училище, после – дизайнерский факультет. Конечно, к поступлению в училище я подошла уже более осознанно. Сама забрала документы из школы после восьмого класса, сама поступила, а маму поставила уже перед фактом. Моим куратором дипломной работы в художественном училище была Любовь Евгеньевна Жмакина, главный художник орловского театра кукол. По окончании училища она пригласила меня работать в театр.
В 2005 году в жизни Анны появился театр «Русский стиль». Первым спектаклем, поставленным на его сцене, стала «Анатомия любви» (16+). После премьеры художественный руководитель Валерий Симоненко пригласил талантливого художника-постановщика к себе в театр.
– С одной стороны, я немного волновалась, ведь мне предстояло работать уже не по предоставленным мне эскизам, а делать что-то свое, – вспоминает Анна. – С другой – это было так заманчиво, что я решилась и ни секунды об этом не пожалела.
Анна Назарова подчеркивает, что театр для всех причастных к нему – это именно служение.
– Подготовка к выпуску спектакля всегда волнует. Бывает так, что даже ночью я думаю о том, как должны выглядеть декорация или костюм, – делится она.
Тонкости мастерства
Анна Назарова с готовностью раскрывает любопытный для театралов нюанс: нередко смысл спектакля, его ключевую идею можно понять именно по сценографии. Тот же принцип зачастую работает и с костюмом. Он должен актеру помогать, создавать нужное для роли состояние и при этом быть удобным.
– В каждом спектакле есть свои тонкости. Каждый персонаж – отдельная личность, при этом у каждого актера своя харизма, – поясняет Анна. – Было время, когда мы с Валерием Ивановичем даже не совпадали в своем видении художественного оформления спектакля, но постепенно мы научились приходить к консенсусу.
1 декабря в фойе Орловского муниципального драматического театра «Русский стиль» им. М.М. Бахтина открывается выставка Анны Назаровой «История России в костюмах и лицах» (6+), созданная при поддержке Союза театральных деятелей РФ.
– Это очень необычная выставка, – говорит художник. – Она достаточно серьезная и посвящена знаковым для страны моментам и историческим личностям, сыгравшим ключевые роли в судьбе России.
Награды и признание
Сценографические образы Анны Назаровой не раз отмечались профессионалами как исключительные.
За художественное оформление спектакля «Атыбаты» (18+) по пьесе Евгения Гришковца она была удостоена высшей награды на Конкурсе лучших театральных работ сезона. Работа над спектаклем «Дневник гейши» (16+) получила приз фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в номинации «Лучшая работа художникапостановщика», за работу над спектаклем «… И плывет корабль» (16+) Анна была отмечена жюри открытого фестиваля молодежных театров «Виват, театр!» в номинации «За сценографию».
Анна Назарова – лауреат ежегодной театральной премии имени М.М. Бахтина, награждена памятными медалями «200летие И.С. Тургенева» и «150летие И.А. Бунина».
– Благодаря своему таланту и трудолюбию, преданности своему делу, более чем за 18летний период работы в театре Анна выросла в интересного, оригинально мыслящего театрального художника. Создала художественное оформление порядка 50ти спектаклей в театре «Русский стиль», – говорит директор театра Алексей Хапков. – Учитывая особенности и возможности сценического пространства «с Валерием Ивановичем (Симоненко. – Прим.ред.). В результате она создает емкую, образную сценографию и выразительные костюмы персонажей. Анна тонко чувствует природу материала, из которого на нашей небольшой площадке рождаются целые театральные миры, поэтому ее работы всегда отличаются красотой и изысканностью, это придает им особую стилистику.
Сама Анна наиболее интересными и знаковыми для себя считает спектакли: «Панночка» (16+), «Бытие» (16+), «Ревность» (18+), «Мысль» (16+), «Иван Грозный» (16+), «Я люблю тебя, Россия!» (12+).
– Очень жаль, когда спектакль уходит из репертуара, но это естественное течение событий, – делится она. – Та или иная история может быть актуальной сегодня, но перестать быть таковой завтра. Любой спектакль – как живое существо, и процесс его рождения во многом напоминает процесс рождения и взросления ребенка. Небольшая сцена «Русского стиля» создает для зрителя возможность полного погружения в разворачивающееся на ней действо, у людей возникает чувство сопричастности тому, что они видят. К счастью, люди, служащие «Русскому стилю», – настоящая команда, а значит, интересных, красивых, затрагивающих душу зрителей спектаклей будет еще много.
Анастасия Извекова