1 декабря тургеневская «Ася» (12+) в постановке Нелли Галченко впервые была показана на сцене ОГАТ им. И.С. Тургенева.
Новые грани
За неделю до премьеры билеты на «Асю» в кассе театра закончились. Нелли Владимировна полагает, что дело тут, с одной стороны, в том, что классика, она на то и классика, чтобы быть актуальной и интересной зрителю всегда, с другой, – в способности орловского зрителя открывать для себя новые грани в уже знакомом произведении.
– По понятным причинам, здесь, в Орле, мы знаем о Тургеневе несколько больше и подробнее, чем поклонники его творчества в других регионах, и тем ценнее для нас с каждым погружением в текст отмечать новые нюансы, глубокие смыслы, заключенные в нем, – говорит режиссер. – «Ася» – не просто воспоминание о первой любви. Мне хотелось бы, чтобы для нашего зрителя, и в первую очередь, зрителя молодого, этот спектакль стал поводом задуматься о том, как мы выстраиваем отношения с теми, кто нам дорог. Как легко подчас, не разобравшись в собственных чувствах или позволив себе пренебрежение, обидеть или вовсе потерять любимого человека.
Художникпостановщик спектакля Саяна Урбадаева, приглашенная в Орел Нелли Галченко, отмечает, что для нее работа над «Асей» стала особой ответственностью.
– Эта постановка послужила для меня поводом не просто вспомнить школьную программу по литературе, а понастоящему переосмыслить Тургенева, – делится она. – Этот театр, да и город в целом, окутывают совершенно особой атмосферой, поразительным образом погружают в текст.
Познавая себя
Сыгравшая Асю Елизавета Рыбянцова отмечает, что для нее эта роль стала своего рода поиском, попыткой понять самой и рассказать зрителю, какая же она, так называемая «тургеневская девушка».
– Сегодня это понятие, «тургеневская девушка», на слуху, и мне было интересно, какой же эта девушка была во времена Ивана Сергеевича и какой она может быть сегодня, – говорит Елизавета.
В свою очередь Александр Исаков, воплотивший на сцене господина Н.Н., рассказывает, что ему в процессе работы над «Асей» потребовалось пройти достаточно серьезный путь переосмысления и познания себя.
– Пожалуй, я в полной мере осознал, насколько эта история о жизни, о настоящих людях, рассказывает он. – Когдато давно, прочитав повесть Тургенева, я не мог понять героя, которого мне теперь довелось сыграть. Я так и не сумел объяснить себе, как он мог отпустить любимую девушку, почему не сделал все возможное, в чем сомневался. Когда мы начали репетировать, понимание его мотивов, его подлинных чувств начало приходить ко мне постепенно. Да, в какойто мере я могу теперь оправдать его для себя, но самое главное, погрузившись в роль, благодаря помощи режиссера, я наконецто смог, как мне кажется, понастоящему понять, почему так случается в жизни. Подобные истории, к сожалению, неотъемлемая ее часть, и тем ценнее моменты, в которые мы счастливы и умеем свое счастье ценить.
Разговор с собой
Несмотря на то, что история, рассказанная Тургеневым, является печальной, после спектакля, поставленного Нелли Галченко на малой сцене ОГАТа, на душе становится тепло.
«Ася» предстала перед зрителем не просто воспоминанием о безвозвратно утраченной первой искренней любви.
Благодаря грамотному режиссерскому решению, творческому подходу художника и актерскому таланту, спектакль превратился в предельно откровенный диалог человека с самим собой. Читая повесть Тургенева, мы составляем для себя определенное представление о господине Н.Н., однако, на сцене орловского театра этот человек, лишенный имени, действительно становится понятнее, открывается с новой стороны. На глазах у зрителя он ведет с самим собой предельно честный разговор, пытается перед собой же оправдаться и себя же судит. Разговор этот задевает зрителя за живое, заставляет невольно задуматься о том, сколько же у него самого поводов, подобно Н.Н., вспомнить и задуматься: мог ли поступить иначе? Как бы сложилась жизнь, если бы в определенный момент хватило решимости для принятия казавшегося в моменте непосильным решения?
Спектакль «Ася» – это история о растерянности, с которой сталкивается всякий, испытав пугающее своей силой и новизной чувство; о благородстве, о любви, предполагающей некоторое самопожертвование, но не способной называться жертвенной.
Тонко расставленные в декорациях и костюмах акценты поневоле наводят зрителя на мысль о том, что каждый из нас, подобно героям Тургенева, в той или иной степени сам загоняет себя в клетку. Она, конечно же, может быть нарядной и украшенной, а может оказаться гнетущей и навевающей мысли о собственной несвободе, может быть большой или маленькой, но у всякого человека она своя.
Спектакль идет немногим больше часа, но кажется, что за этот час зритель проживает вместе с героями целую жизнь, наполненную восторгом и отчаянием, надеждами и печалью, и неизбежной горечью от того, что случаются в жизни вещи, которые даже при всем желании исправить нельзя. И все же именно эта постановка дарит зрителю искреннюю и светлую надежду на то, что на опыте тургеневских персонажей можно научиться, и когда придет момент, собственное счастье удастся не упустить.
Анастасия Извекова