16 декабря театр «Свободное пространство» представил юным зрителям музыкальную сказку «Новые приключения Алисы» (6+) по мотивам сказок Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (6+) и «Алиса в Зазеркалье» (6+).
Вечная история
Кажется, что удивить и увлечь современных детей непросто, однако история кэрролловской Алисы уже полтора столетия будоражит умы и фантазию как маленьких, так и взрослых людей.
Несколько месяцев назад, анонсируя для «Орловской городской газеты» текущий театральный сезон, художественный руководитель «Свободного пространства» Сергей Пузырев выражал надежду на то, что к Новому году сможет пополнить репертуар настоящей каноничной Алисой.
Как оказалось после премьеры, реализовать это намерение ему в полной мере удалось.
Автором текста, художником и режиссером музыкальной сказки выступил сам Сергей Пузырев, в качестве композитора над ней работал актер «Свободного пространства» Андрей Григорьев.
«Новые приключения Алисы» стали логическим продолжением истории, рассказанной Льюисом Кэрроллом в позапрошлом веке. Вместе с тем продолжение это получилось современным, понятным и близким зрителю сегодняшнего дня.
Сохранив неповторимое очарование книжной Алисы, орловские авторы сумели ненавязчиво добавить в действие свою фирменную, узнаваемую постоянными зрителями театра «изюминку».
Их «Алиса» ожидаемо и в полном согласии с кэрролловским оригиналом приводит зрителей в восторг своей непосредственностью, открытостью миру и чудесам, которые тот может ей предложить.
Всякий ребенок, читая и слушая сказки, до определенной степени ассоциирует себя с полюбившимся героем, стремится стать похожим на него, и в этом смысле Алиса в очередной раз оказалась героиней совершенно безупречной. Маленьких зрителей не обманешь, ведь происходящему на сцене они либо верят безоговорочно, либо не верят совсем. Наблюдая за юными гостями театра, можно сделать однозначный вывод: в историю Алисы, поставленную Сергеем Пузыревым, они вовлекаются полностью. Вместе с героиней дети проживают смешные, нелепые, затруднительные и трогательные моменты, сопереживают ей, поддерживают ее. Столь живой отклик сам по себе является своего рода подтверждением качества спектакля.
Однако, как и полагается истории про Алису, смысл, предложенный «Свободным пространством» своему зрителю, оказывается гораздо глубже.
Взрослые дети
Одна из самых примечательных и замечательных особенностей «Новых приключений Алисы» заключается в том, что друзья из Зазеркалья находят Алису взрослой.
Следящие за приключениями сказочных персонажей дети, конечно же, не вдумываются в тонкости такого сюжетного хода, но для зрителя взрослого этот факт важен, он заставляет историю приобретать совершенно потрясающие оттенки смыслов и чувств.
Алиса, с блеском воплощенная Еленой Симоновой, – современная женщина в джинсах, со смартфоном в руке и массой забот, которые она пытается решить все разом.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что каждая мама, сидящая в зрительном зале, до определенной степени узнает в ней себя.
Эта взрослая женщина уже не верит в сказки, а чудеса, некогда бывшие неотъемлемой частью ее жизни, считает лишь странным забытым сном.
Тем не менее погрузиться в этот сон, остаться с ним один на один ей приходится. Алиса вынуждена не только примерить свое детское платье как символ той самой открытости чудесам. Она оказывается перед необходимостью столкнуться с собственными страхами, принять за истину сам факт их существования, и только после этого сделать выбор: сражаться с ними или продолжать от них бежать.
«Ты хозяйка своего сна» – истина, казалось бы, не сложная, однако в контексте происходящего и для Алисы, и для зрителей она становится своего рода откровением, поводом задуматься о том, до какой же степени на самом деле в нашей власти менять предлагаемые обстоятельства по своему желанию.
Да, «Новые приключения Алисы», безусловно, сказка, и сказка яркая, нарядная, динамичная, способная порадовать и позабавить детей. Однако, как и во всякой сказке, в ней есть намек — достаточно прозрачный и очевидный намек на то, что даже будучи взрослыми, поглощенными бытом людьми, мы все еще в состоянии сотворить целый мир. Силой своего воображения, воли и осознанного действия каждый взрослый, давным давно позабывший о том, каково это — быть ребенком, попрежнему способен повлиять на обстоятельства, в которых оказался, и развернуть ход событий таким образом, чтобы не стать при этом ни трусом, ни палачом. Остаться верным себе, сберечь свой внутренний свет и сделать его своей опорой в полной забот взрослой жизни — вот чему учит больших и маленьких зрителей Алиса. На ее примере все это кажется не таким уж и сложным, а Новый год, к которому оказалась приурочена премьера спектакля – отличный повод, чтобы начать не просто верить в чудеса, а приглашать их в свою жизнь и радоваться им.
Анастасия ИЗВЕКОВА