Для главного режиссера ОГАТ им. И.С. Тургенева Владимира Хрущева новогодние праздники совпали с периодом интенсивной работы над новой постановкой. В феврале он планирует представить зрителю спектакль по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» (12+).
Тонкости мастерства
Большинство людей легко сможет объяснить в двух словах, кто такой и чем занимается пожарный, парикмахер или, к примеру, врач.
А вот кто такой режиссер?
– Это человек, умеющий рассказывать истории, – коротко, но емко отвечает на этот вопрос Владимир Хрущев.
За без малого четыре года, что работает в Орле, он стал хорошо известен местным театралам как мастер, не боящийся браться за сложные и многогранные истории, и способный воплощать их на сцене так, чтобы зрителю было о чем подумать после просмотра.
«Пегий пес, бегущий краем моря» – история именно такая. Вещь глубокая, интересная, тревожащая в душе читателя нечто такое, что он сам, быть может, затрудняется назвать словами, но очень важное.
– Мне интересно поискать диалог со зрителем именно в такой форме – в форме притчи, – делится Владимир Хрущев.
Спектакль по повести Айтматова в полном соответствии с ее настроением и смыслом будет, конечно же, тоже особенным. Сейчас работа над ним в самом разгаре, но некоторые подробности режиссер уже готов раскрыть.
– Это притча, а значит, и рассказывать ее зрителю нужно определенным образом, – говорит он. – Уже готовы некоторые эскизы, и планируется, что особенным в этой постановке будет все: цветовое решение, свет, звук. Композитором Петром Светличным написана великолепная музыка, погружающая в происходящее. Будут куклы, которые помогут рассказать зрителю эту притчу. Сами по себе куклы – это нечто исключительное для драматического театра, но в данном жанре они несут игровой, тотемный смысл, принципиальный замысел. В ритуале, где мальчик становится мужчиной, куклы помогут раскрыть историю. И сложность состоит в том, что нужно научиться работать с ними.
Ни одну историю не получится рассказать интересно и увлекательно, так, чтобы она понастоящему тронула слушателя, если рассказчик сам не понимает глубоко, о чем именно ведет свое повествование. Поэтому для режиссера работа над спектаклем подразумевает прежде всего работу духовную, интеллектуальную.
Множество граней
– Для меня повесть Айтматова – хороший пример того, как можно без занудства и раздражающего назидания рассказать о семье, о человечности, о традициях взаимоотношений и восприятия мира, которые делают людей людьми, – поясняет Владимир Хрущев. – Это история о том, через что проходит человек, мужчина, принимая понастоящему сложное решение. Погружаясь в нее, я невольно задаюсь вопросом: «А смог бы поступить подобным образом я сам?». Думаю, зрителю тоже будет любопытно поискать эти важные тонкости и попытаться понять, в чем тут дело: в традициях семейных, в традициях отношений между людьми в определенном обществе, во влиянии момента, либо в чемто еще?
В «Пегом псе…» читатель действительно может обнаружить множество граней. Это и достоверная история о том внутреннем пути, который человеку приходится проходить на пороге судьбоносного решения, и о тех основах его личности, которые к тому или иному решению подводят. Повесть Айтматова полна символизма, который не всегда удается прочесть с первого раза, и вместе с тем в ней есть абсолютно прикладные земные вещи. Она одновременно о неизбежности тех или иных событий, о том, как человек эту неизбежность принимает и как относится к ней. О том, что всякий человек – творец своей судьбы, и эта необходимость творить – такая же данность, как начало и конечность самой жизни.
– Мне хотелось бы, чтобы спектакль произвел на зрителя впечатление близкое к тому, которое производит повесть, – делится Владимир Хрущев. – Анализировать ее и говорить о ней можно долго. В этой истории есть множество моментов, которые разными людьми трактуются и понимаются поразному, но в этом и заключается смысл. Я рассчитываю, что у нас получится настоящая притча, которая не оставит равнодушным никого. Возможно, когото обогатит и выведет на новый уровень понимания себя и собственной жизни, собственной души.
Классика и новаторство
Сегодня репертуар ОГАТ им. И.С. Тургенева поражает своим многообразием. Кажется, в нем найдется чтото любопытное для любого зрителя: комедия классическая и комедия дель арте, драма, музыкальные постановки, академические спектакли по классическим литературным произведениям и спектакли новаторские, поставленные по историям документальным.
– Такое разнообразие во всех смыслах полезно для театра, – делится Владимир Хрущев. – Да, с одной стороны, оно привлекательно для зрителя, так и должно быть. Спектакли на большой и на малой сцене, театральные лаборатории, фестивали; приезжающие к нам режиссеры, у каждого из которых есть собственное авторское видение и задача, которую нужно решить на сцене. Для того люди и приходят в театр, чтобы получить новый духовный опыт, в какомто смысле познакомиться с собой, узнать ход собственных мыслей в той или иной предложенной ситуации. Вместе с тем такой репертуар обогащает актеров, помогает им поддерживать и повышать свой профессиональный уровень. Для любого спектакля важно настроение, внутреннее состояние человека на сцене. Одна неверная, даже просто небрежная интонация – и все может пойти не так, до зрителя будет донесен совершенно иной смысл, либо он исчезнет вовсе. В течение этого сезона в театре запланированы еще как минимум две премьеры, летом мы рассчитываем провести театральную лабораторию по Пушкину. Этот сезон в целом проходит динамично, ярко и интересно, и продолжать его мы намерены в том же духе.
Анастасия Извекова