В Орловской детской библиотеке им. М.М. Пришвина для всех желающих работает фотовыставка Марии Костромичевой «Орел в деталях» (6+).
Больше чем хобби
Себя Мария Костромичева именует просто «другом Пришвинки», и не любит, когда ее называют фотохудожником.
При этом Орел она показывает зрителю в непривычном и очень интересном ракурсе: акцент в ее снимках сделан на мелочах, как правило, ускользающих от внимания горожан. Уютные, словно застывшие во времени дворы, заколоченные окошки и вензеля решеток, игра света и тени на фасадах зданий, – это тот же Орел, который живущие в нем люди видят каждый день, но в суете повседневной жизни или просто по привычке не задерживаются на нем взглядом.
– С одной стороны, снимки, сделанные Марией Васильевной, открывают нам новый угол зрения, новый взгляд на обыденные вещи. С другой – напоминают, как важно быть внимательным к окружающему миру и о том, как много удивительного он может предложить нам, – отмечает ученый секретарь Пришвинки Елена Аничкина.
Сама же Мария Костромичева уверяет, что не ищет чтото новое в привычных вещах и пейзажах намеренно. Скорее, это новое, интересное и важное находит ее само.
– Есть такая цитата, ее приписывают разным личностям: «Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит». Думаю, это во многом про меня, если говорить о тех самых деталях, – делится она. – Они возникают сами, я только фиксирую. К примеру, на выставке представлено фото с живописным деревянным забором на фоне зимних веток. Я сделала его на телефон, когда просто шла в магазин за хлебом.
Снимки, представленные ею в стенах библиотеки, кажутся наполненными солнечным светом и жизнью. В них есть тепло и неповторимый колорит городских улиц, уют летних вечеров, легкая меланхолия и вдохновение, рожденное из спокойствия и красоты окружающего мира.
Даже те места и детали, которые зритель узнает безошибочно, открываются перед ним в новом свете, наполняются особым смыслом и во многом помогают понять, что именно находят в нашем городе туристы, почему, побывав в Орле, люди называют его особенным, исключительным в своей атмосфере городом.
Удивительно при этом, что Мария Костромичева перед собой подобных задач и глобальных целей не ставит.
– Я не очень серьезно отношусь к своим фотографиям, даже не называю это своим хобби, – говорит она. – Специально я ничего не ищу, снимаю то, что попадается на глаза и нравится, часто просто «щелкаю» мимоходом.
Плодотворная дружба
С Пришвинкой Марию Костромичеву связывает давняя и крепкая дружба.
– Я называю это «дружбой по наследству», – рассказывает она. – Библиотека очень тепло и тесно сотрудничала с моим отцом, Василием Катановым. Директор Пришвинки, Ирина Никашкина, моя давняя знакомая, она видела мои снимки в соцсетях и давно уговаривала меня подготовить выставку. В какойто момент я все же решилась.
В Пришвинке же отмечают, что экспозиция, составленная из снимков Марии Костромичевой и представленная в читальном зале, вызывает у посетителей, да и у сотрудников библиотеки самый живой интерес.
– Какието места и виды безоговорочно узнаваемы, над другими мы сами ломаем головы, пытаясь вспомнить, где видели этот пейзаж, – делится Елена Аничкина. – Получается очень интересный эффект: на фотографиях изображено чтото очень свое, родное, но при этом – незнакомое. Глядя на них, задумываешься: «Почему я не замечала этого раньше?». Интересно, что наряду с просто красивыми и чарующими видами города Мария Васильевна снимает и важные в историческом плане детали. Так, например фото старинного почтового ящика, сделанное ею – этот ящик в нашем городе едва ли не последний, он является без преувеличения свидетельством ушедшей эпохи, экскурсионной достопримечательностью. Но кто, в спешке проходя мимо стареньких частных домов, присматривается, какие у них ящики для почты?
«Орел в деталях» можно назвать и циклом фотографий, сделанных в городе, и обобщенным наименованием непрерывной работы, которая работой, по сути, вовсе не является. Скорее – одной из составляющих жизни автора.
Мария Костромичева говорит, что сделанные фотографии она не считает.
– Снимков очень много, и мы с сотрудниками Пришвинки планируем время от времени обновлять экспозицию, продолжая показывать Орел во всем его многообразии, – говорит она.
При знакомстве Мария Костромичева производит впечатление жизнелюбивого и доброго человека, наделенного художественным вкусом, чувством юмора и здоровой самоиронией. Если верить утверждению о том, что личность автора неизбежно накладывает отпечаток на его произведения, представляется, что вместе с каждым обновлением выставки орловцев и гостей города будут ждать понастоящему яркие и интересные открытия о нем, а может, даже и о самих себе.
Увидеть выставку в читальном зале Пришвинки можно бесплатно.
Анастасия Извекова