В Орле открылся музей, повествующий об истории возникновения и развития орловской железной дороги.
Сберегая память
Сохранение памяти и добрых традиций для орловских железнодорожников – важная часть профессиональной деятельности и того, что принято называть корпоративной культурой. До недавнего времени музейная комната, в которой эта история бережно хранилась и экспонировалась, располагалась в ДК железнодорожников. Превратить ее в настоящий музей было давней мечтой руководства и сотрудников ОрловскоКурского региона Московской железной дороги, и в декабре 2023 года эта мечта осуществилась.
Работавший в здании железнодорожного вокзала ресторан «Магистраль» с теплом вспоминают многие орловцы. Ктото приезжал в него специально – за лакомствами, которые готовились только там. А те, кто работал на железной дороге, по сей день уверяют, что орловский ресторан славился не только в нашем регионе, но далеко за его пределами, и его посещение было для пассажиров и железнодорожников весьма желанным способом провести время в случае остановки в Орле.
Много лет зал, в котором некогда находился ресторан, пустовал, но сегодня ему нашлось достойное применение – именно в нем разместился долгожданный музей.
Методист музея на станции Орел Кристина Юркевич со сдержанной гордостью показывает посетителям великолепную лепнину, которую удалось сохранить, и люстры, при виде которых многие посетители музея восклицают: «Это те самые!».
Станционный колокол
Экспозиция музея, открывшегося в стенах орловского вокзала, особенная. Она помогает понастоящему погрузиться в прошлое, дарит возможность прочувствовать, каково это было – путешествовать поездом полтора столетия назад.
Так, среди экспонатов есть станционный колокол, с помощью которого с середины XIX века до почти что середины XXго подавались сигналы пассажирам и машинистам.
– О начале посадки людей извещали одним ударом в колокол, об отправлении – двумя ударами за две минуты до того, как поезд тронется с места. Если же стоянка длилась меньше двух минут, один удар колокола подавался при подходе поезда, и еще два – при его остановке, – рассказывает Кристина.
Важное место в экспозиции занимает реконструкция купе II класса.
– В XIX веке на железных дорогах было принято деление вагонов на классы. Они отличались уровнем комфорта и количеством пассажиров, а соответственно, и стоимостью билетов. Вагоны разных классов окрашивались в разные цвета: I класса – в синий, II класса в желтоохристый или желтый, III класса – зеленый и IV класса, переделанные из товарных вагонов, в серый, – продолжает Кристина Юркевич. – Вплоть до начала XX века большинство пассажиров путешествовали третьим классом, но уже к 1910 году возросло число тех, кто смог позволить себе билет в вагон второго класса, подобный тому, что представлен у нас. Во II классе можно было встретить, к примеру, учителя гимназии, купца или служащего железной дороги.
Неподалеку от реконструированного купе можно увидеть подлинные вещи того же периода – одежду, белье, посуду, журналы. Все то, без чего путешествие по железной дороге не могло обходиться как для пассажиров, так и для самих железнодорожников.
Отдельный зал в музее посвящен Второй мировой войне и неоценимому вкладу, внесенному железнодорожниками в приближение победы.
Личный вклад
Рассказывать о каждом экспонате, представленном в музее, невозможно, да и бессмысленно – их интереснее увидеть самому. Любопытно, что многие из этих вещей всего несколько месяцев назад хранились в чьемто чулане.
– Когда стало известно, что музей будет, и в Орел приехала специалист из Москвы, помогавшая в его создании, многие сотрудники и ветераны железной дороги принесли вещи, лежавшие у них дома, оставленные когдато на память, – говорит Кристина. – Конечно же, есть экспонаты, с которыми нам просто крупно повезло. Так, посетители могут увидеть подлинные рельсы, использовавшиеся на железных дорогах орловского узла в последние 150 лет. Уникальные находки были обнаружены во время ремонта станций нашего региона.
– Музей пока молод, но уже есть планы по его развитию, – делится Кристина Юркевич. – Ожидается, что в нем появятся интерактивные панели и проектор. Экспозиция станет ярче, еще более живой.
Музей в самом деле молод, но желающих посетить его уже очень много. Ктото узнал об открытии из СМИ, другим рассказали знакомые.
– Иногда люди приходят просто потому, что до них дошел слух о том, что в бывшем помещении ресторана чтото открылось. Иногда заходят из зала ожидания. Есть те, кто приезжают на вокзал специально, потому что такой музей, по их мнению, был нужен и напрашивался давно, – продолжает Кристина. – Мы, конечно же, принимаем и групповые экскурсии. Они, как и частное посещение, бесплатны.
Музей открыт с 13 до 17 часов по будням, но по предварительной договоренности можно посетить его и в другое, удобное для гостей время.
– Для этого достаточно позвонить дежурному по вокзалу. Он даст мой номер телефона, и мы договоримся, – уверяет Кристина Юркевич. – Когда музей готовили к открытию, очень волновались. И чем дольше он работает, тем больше рождается идей по его развитию. Это очень интересная и важная работа, но лично меня особенно вдохновляют моменты, когда люди приходят и приносят в музей предметы, оставшиеся в их семьях от родственниковжелезнодорожников. Это про память и уважение, про то, чтобы подарить дорогой для них вещи новый смысл, новую жизнь.
Анастасия Извекова