В текущем сезоне Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» им. М.М. Бахтина празднует свое тридцатилетие. «Орловская городская газета» продолжает серию публикаций, в которых знакомит читателей с людьми, служащими этому театру.
Общая мечта
Актеры «Русского стиля» Алина и Иван Алешины кажутся потрясающе гармоничной парой – людьми, умеющими и понастоящему стремящимися поддерживать друг друга, любить, уважать и беречь.
Иван и Алина вместе уже семь лет – познакомились на первом курсе в Орловском государственном институте культуры. Со временем студенческая дружба переросла в более нежное и глубокое чувство.
– Если бы не институт, мы вряд ли встретились бы вообще, – рассказывает Алина. – Я родом из Крыма, Иван – из Тульской области. Мы оба приехали поступать в Орел, хотя никто в наших семьях никогда не имел отношения к искусству. Мы оба стали своего рода первопроходцами.
Помимо человеческой симпатии, молодых людей объединила общая мечта – служить театру.
– Мы были одногруппниками, учились на кафедре режиссуры театрализованных представлений. Это немного другая специфика, отличная от актерства, – поясняет Иван.
Когда пришло время выбирать для себя театр, Алешины по совету своего мастера, Павла Легкобита, сразу отправились к Валерию Симоненко в «Русский стиль».
– Но приняли в труппу только меня, – вспоминает Алина со смущенной улыбкой. – Было только одно место, и Валерий Иванович решил освежить именно женский состав. Ваня пришел год спустя.
Почти одновременно Ивана пригласили преподавать в Орловский колледж культуры, где он работал два года.
– В течение второго года я уже совмещал преподавание с работой в «Русском стиле», и как только представилась возможность перейти в театр полностью, сделал это не задумываясь. Ведь театр – это мечта, а от мечты негоже отказываться, – поясняет он.
Яркие будни
Брать интервью сразу у двух актеров, тем более у пары, невероятно увлекательно. Алина и Иван рассказывают друг о друге, о себе и о театре очень живо, но не перебивая друг друга. Кажется, что они оба заранее знают, когда захочет заговорить другой, чувствуют такие моменты интуитивно.
Алешины уверяют, что быть вместе и на работе, и дома им, вопреки популярному мифу, не в тягость – такого просто не может быть. Ведь театр, тем более театр авторский, – это постоянное движение. Он обязывает каждого к непрестанному развитию, а значит двум людям, вовлеченным в этот процесс, всегда найдется о чем поговорить, что открыть друг в друге.
– Я даже в качестве фантазии не могу представить себя рядом с человеком, которого не видела, что называется, в деле. Мне кажется, мы оба просто не умеем жить както иначе, – делится Алина. – Творческий вуз – это действительно особая специфика. Еще во время учебы постепенно, но необратимо меняется круг общения, в нем остаются только люди, которым этот образ жизни понятен и близок. У нас с Иваном не просто одно дело, семья и воплощение общей мечты. Каждый шаг вперед, сам процесс профессионального и личностного развития у нас общий. Мы, конечно же, отличаемся настолько, насколько могут отличаться две самостоятельные личности, мужчина и женщина. Например, в том, что касается критики. Ваня воспринимает ее спокойно, я принимаю близко к сердцу. При этом он для меня тот самый человек, к которому я могу обратиться за честным мнением, за советом, и он всегда дает его так, чтобы мне это помогало. Мы научились быть друг с другом правдивыми и очень бережными одновременно. Он всегда идет вперед, мне чаще требуется восстанавливаться морально, и мы оба учитываем такие особенности друг друга, исходя из них продолжаем учиться быть друг для друга самой надежной опорой.
Ожидания и реальность
Настоящая театральная жизнь оказалась отличной от того, что представляли себе грезящие сценой студенты.
– И это, на мой взгляд, очень хорошо! – говорит Иван Алешин. – Бытует мнение, что самые сложные в работе актеры – это актеры, имеющие режиссерское образование. На опыте я убедился, что это действительно так. У каждого режиссера есть свое видение спектакля, и когда становишься актером, важно научить себя четко проводить эту грань: да, в перерыве можно подойти к режиссеру, высказать свое мнение, задать вопрос, но во время репетиции режиссера в себе нужно выключить.
Алина же в свою очередь акцентирует внимание на других аспектах служения театру.
– В студенчестве мы были заняты в разных творческих активностях по двадцать часов в сутки. Когда живешь в таком режиме, неизбежно наступает своего рода эйфория, тебе кажется, что уже чегото достигла, что умеешь очень много. Настоящий театр в этом плане здорово приземляет и возвращает к истокам, – рассказывает она. – В театре, как и в любом другом деле, важно начинать с малого, постепенно браться за более сложное. Например, детские спектакли. Казалось бы, это просто сказка, и сидящие в зрительном зале взрослые понимают, что на сцене актеры в костюмах. Но дети об этом не думают. Если взять ту же историю о трех поросятах, это очень интересная задача – заставить зрителей поверить в то, что ты – поросенок. До нее нужно дорасти.
Каждая роль приносит новый опыт, накладывает определенный отпечаток на личность актера.
– Есть интересная техника, которой пользуются все актеры, – делится Алина профессиональным секретом. – Она состоит в том, чтобы, идя по улице, смотреть на прохожих и пытаться понять: что это за человек? Какая у него семья? Что он любит? Куда и откуда идет? Это здорово помогает.
Иван добавляет:
– Навык понимать и чувствовать персонажей и реальных людей приходит с опытом. Быть до определенной степени психологом – навык, обязательный для актера, и со временем оказывается, что сложная профессиональная задача здорово облегчает и делает интереснее повседневную жизнь.
Анастасия ИЗВЕКОВА