Каждый россиянин сталкивался со звонками с незнакомых номеров и разработал собственный вариант реакции на них. Кто-то просто не берет трубку, некоторые абоненты отвечают на звонок, но молчат в ответ. Есть уверенные в себе люди, которые вступают в диалог. Именно последняя категория соотечественников обычно пополняет число жертв кибермошенников.
Центральный банк ежегодно проводит опрос граждан с целью формирования портрета жертв от цифрового мошенничества (cbr.ru).
По итогам 2023 г. из 100 опрошенных респондентов 40 человек сталкивались с попытками отъема своих средств через цифровые услуги и сервисы, но 36 из них смогли противостоять мошенникам, но 4 — потеряли деньги.
Основная доля жертв приходится на возрастную категорию от 25 до 44 лет (37,8%). Со значительным отрывом от них идет группа в возрасте от 45 до 64 лет (28,4%). Обе категории являются наиболее активными пользователями онлайн-банкинга, маркетплейсов, служб доставки продуктов и т.д. Старшая возрастная группа становится жертвами кибер атак со стороны мошенников в 15,4% случаев, но именно здесь финансовые потери достигают максимальных значений за счет слабой ориентации жертв в цифровом пространстве.
В разрезе гендерных групп женщины становятся жертвами чаще, чем мужчины: 55,5% против 44,5%, а по территориальному признаку горожане страдают от мошенников чаще, чем сельские жители: 75,4% против 24,6%.
Основным каналом кибермошенничества остаются звонки и СМС. На них приходится 54% цифровых атак Мессенджеры и социальные сети выступают площадками для мошенничества в 22,5% и 9,8% случаев соответственно. Кроме того, злоумышленники в своих целях могут писать письма на электронную почту (7,2%), создавать поддельные сайты (4,8%) или приложения (1,7%).
Под влиянием мошенничества жертвы переводят свои средства злоумышленникам или сообщают коды из СМС-сообщений (по 15,3% случаев), называют данные банковской карты (14,8%) или вводят их на сайте (11,9%), устанавливают вредоносные приложения (11,8%) и т.д.
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что жертвам цифрового мошенничества нужно оперативно предпринять определенные действия для того, чтобы минимизировать свои потери и привлечь злоумышленников к ответственности. Прежде всего, следует любым способом экстренно заблокировать карту и максимально быстро написать заявление в свой банк о несогласии с операцией по списанию средств. Кроме того, в течение суток необходимо написать заявление о хищении средств в полицию. Это не гарантирует, что деньги вернутся на Вашу карту, если вы самостоятельно осуществили перевод или сообщили данные карты, но даст Вам шанс наказать преступников.