С 12 апреля по 18 мая в Мемориальной мастерской художника Георгия Дышленко можно увидеть фотовыставку «100 видов Карачевской улицы» (12+) заслуженного работника культуры России Леонида Тучнина.
Страницы памяти
«100 видов Карачевской улицы» – название серии снимков, которую Леонид Тучнин начал еще в 1965 году и продолжает по сей день.
Кажется, что за это время Карачевская улица попала в объектив его камеры со всех возможных ракурсов, однако каждый снимок заставляет зрителя смотреть на знакомые места поновому, находить в хорошо изученном городском пейзаже нечто новое.
Такой интерес Леонида Тучнина к Карачевской улице легко объясним – именно там он провел свое детство и живет до сих пор.
– Дом на Карачевской – это для меня то, что принято называть родовым гнездом, – рассказывает он. – В этом доме жила моя бабушка, потом родители. Сейчас живу я. Орел издавна был желанным местом жительства для многих талантливых и знаменитых людей: здесь чудесная природа, умеренный климат, город располагается в относительной близости от Москвы и СанктПетербурга, но при этом он тихий и достаточно спокойный. Тянущаяся от Крестительского погоста до здания, в котором теперь располагается театр «Свободное пространство», Карачевская улица некогда была одной из самых оживленных в Орле. В домах, пришедших теперь в упадок, жили очень интересные, тонко мыслящие и любопытно воспринимающие жизнь люди. Эта серия – мои воспоминания о них.
Слушая рассказы Тучнина о тех, с кем ему довелось жить по соседству, невольно удивляешься тому, сколько тепла он сохранил о них в своей памяти.
– Люди были другими, – поясняет он. – Рядом с нами жила семейная пара из дворян. По весне он всегда выпускал птиц, приглашал к себе мальчишек со всей улицы, чтобы мы открывали клетки. Она нередко рассказывала о том, как мало на самом деле нужно человеку для счастья: сесть в трамвай, уехать на другой конец города и собирать цветы в лесу. Эти люди умели понимать прежде всего самих себя и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, находить в ней красоту.
Черно-белая хроника
В экспозицию, представленную в Мемориальной мастерской Георгия Дышленко, вошли всего 24 фотографии – Леонид Тучнин намеренно представляет серию, посвященную Карачевской улице, частями, чтобы позволить зрителю уделить должное внимание каждой фотографии.
Все снимки чернобелые. С одной стороны, это дает простор воображению, позволяет самому вообразить многие оттенки и краски. С другой же стороны, лишенная цвета композиция как будто стирает грани времени. Глядя на многие снимки, невозможно сразу определить, когда они были сделаны: прошлым летом? Пять, десять или вовсе сорок лет назад?
– Карачевская улица очень сильно изменилась за эти годы, но радости, горести и чаяния людей во многом остались прежними, – продолжает Леонид Тучнин. – Да, сами люди переменились, поменялось то, что сегодня принято называть ценностями. Но, как и много лет назад, на Карачевской улице чистят снег и латают дороги, ктото выходит из дома, чтобы посмотреть праздничный салют, ктото занимается огородом, ктото стоит на остановке в ожидании своего трамвая. Жизнь идет своим чередом, и будучи вовлеченным в нее, сложно отследить неизбежные перемены. Именно поэтому я так рекомендую молодым фотографам снимать окружающую их действительность. Сегодня у них гораздо больше технических возможностей для этого, чем было у моего поколения. Время показало, что своевременно сделанные фотографии, эта хроника, имеет не только художественное, но и историческое значение.
Красота без прикрас
Карачевская улица, какой многие орловцы ее не помнят и уже не увидят никогда, производит на зрителя поистине ошеломляющее впечатление. Подчас даже более сильное, чем ожидаешь в начале.
Быть может, дело в том, что человека всегда завораживает все недоступное ему. Быть может, дело в отголосках собственных воспоминаний и чувств, имеющихся у каждого.
Восприятие фотографии зависит от многих факторов, однако неоспоримо одно: свою собственную летопись Леонид Тучнин ведет со всем своим мастерством, с вдохновением.
В сделанных им снимках не чувствуется фальши или давно ставшей банальностью попытки поискать красоту в упадке. В то же время в них не ощущается и стремления омрачить настроение зрителя, напомнить ему о том, как неумолимо меняется все вокруг нас, и далеко не всегда эти перемены приятны.
Карачевская улица Орла, какой ее видит и показывает нам Леонид Тучнин, предстает на фотографиях такой, какая она есть: старинной, уютной, хранящей множество людских воспоминаний.
И именно в этой докумен08тальности, в выборе правильных ракурсов раскрывается подлинная красота каждого снимка. Подобно мозаике, они складываются для смотрящего в целостную и очень красивую в своей реалистичности картину того, какой разной может быть жизнь. Даже в условиях неоднозначных перемен люди продолжают украшать свой быт, творить, влюбляться, а значит, у каждого фотографа уже сейчас есть возможность сделать множество необычайно ценных и трогательных кадров.
Анастасия ИЗВЕКОВА