12 мая отряду ОМОН «Крепость» Управления Росгвардии по Орловской области исполняется 30 лет.
Люди как люди
Кого представляет себе обычный гражданский человек, услышав слово «омоновец»?
Как правило, молодого и сильного мужчину в отличной физической форме, немного хмурого, собранного, готового к действию в любой ситуации.
Личное знакомство с сотрудниками орловского спецподразделения Росгвардии подтверждает, что до определенной степени так оно и есть. Однако, как и в любом деле, на практике все гораздо интереснее.
– Сегодня мы принимаем на службу мужчин до 55 лет, и конечно, все кандидаты должны соответствовать определенным критериям: пройти службу в Вооруженных силах Российской Федерации и иметь категорию годности А (годен без ограничений), не иметь судимостей и зависимостей, получить образование не ниже среднего общего. Важна физическая подготовка и моральная готовность служить Родине и людям. Однако это далеко не все, – рассказывает командир ОМОН «Крепость» Управления Росгвардии по Орловской области полковник полиции Андрей Филин. – Служба в специальном подразделении – это удел людей осознанных. Учитывая специфику нашей работы, нередко случается так, что ребятам приходится спать под одним одеялом и есть из одной тарелки, особенно находясь в командировках. ОМОН – это такое же боевое братство, в котором не может быть изгоев или случайных людей. Сама система приема на работу устроена так, что мы можем проверить человека, посмотреть на него с различных ракурсов и в разных ситуациях, а он может составить для себя честное представление о подразделении, в которое стремится попасть. Поэтому и получается так, что служить приходят только те, кому это понастоящему подходит.
О буднях спецподразделения Андрей Филин рассказывает так:
– На текущий момент средний возраст сотрудников – 3035 лет, – говорит он. – Конечно, можно сказать, что до определенной степени эти люди выделяются из толпы, потому что рабочие будни омоновца – это тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Мы прекрасно обеспечены технически, и каждый день бойцы оттачивают свои навыки стрельбы и рукопашного боя, улучшают физическую форму. Недавно мы прошли курс тактической медицины и получили глубокие знания, которые могут оказаться полезны и на поле боя, если доведется оказаться там, и просто на улицах Орла, если комуто из прохожих станет плохо. Тем не менее, даже с учетом всех этих специфических навыков, сотрудники спецподразделения – это самые обычные люди. Для наглядности скажу так: обеспечение правопорядка на массовых городских мероприятиях – наша прямая обязанность, и даже если вы не видите в толпе гуляющих сотрудников ОМОН, это не значит, что нас там нет.
Один за всех…
В состав отряда «Крепость» сегодня входят силовики, саперы, кинологи, снайперы.
– У нас нет разве что водолазов, но и они при необходимости могут появиться, – говорит Андрей Филин. – Все вышеперечисленное – это узкие специализации, но мы строим работу так, чтобы сотрудники, обучившись или повысив квалификацию, в свою очередь обучали других. Как итог, каждый член подразделения в любой нестандартной ситуации может действовать автономно, пока дожидается подкрепления. Бывает так, что решение нужно принимать незамедлительно, и для того, чтобы оно оказалось верным, нужно обладать всей полнотой знаний и навыков.
Рассказывая о жизни отряда, командир подчеркивает, что служба в силовых структурах не ожесточает сердце. Во многом – прямо наоборот.
– Повторюсь: мы такие же люди, как и все остальные, а человек не может быть жестким всегда. Более того, для нас ожесточение – это тревожный сигнал и повод направить сотрудника в нашу психологическую службу и на восстановление, – поясняет он. – В отряде есть совсем еще юноши, едва вернувшиеся после срочной службы в армии, но большинство бойцов – люди взрослые, семейные, и что самое главное, получившие полную поддержку от своих близких в тот момент, когда пришли к нам. Служба предполагает и командировки, и рабочие дни в то время, когда все люди отдыхают, и большие физические и эмоциональные нагрузки, но все это кажется не столь значительным, когда знаешь, что делаешь правое дело и тебя ждут дома.
Договор с собой
– Со стороны может показаться, что хорошо подготовленный и вооруженный человек в броне не испытывает страха, но это – огромная иллюзия, – рассказывает Андрей Филин. – Сотрудники спецподразделения, как и прочие смертные, испытывают страх, но умение справляться с ним – один из важнейших критериев для поступления на службу. Рецепт звучит просто: нужно брать и делать. Однако на практике это получается не у всех. В настоящий момент отряд расширяется, мы активно ведем набор сотрудников и приглашаем на службу всех желающих и подпадающих под требования, о которых я рассказывал ранее, но эмоциональная составляющая – разговор отдельный. Думаю, справедливо будет пояснить на собственном примере: я достаточно взрослый человек, всю жизнь работающий в силовых структурах, и я по опыту знаю, насколько это упоительное ощущение – преодолеть себя, оказаться чуть более собранным и сильным, чем сам, быть может, думал о себе, и сделать чтото хорошее.
В силу текущей обстановки от широкого празднования юбилея отряд мобильный особого назначения «Крепость» отказался, но праздник для Андрея Филина – еще один повод напомнить своим бойцам о самом главном:
– Как командир я могу считать задачу выполненной абсолютно успешно только в том случае, если все вернулись после ее выполнения живыми и здоровыми, – говорит он. – Здесь нет первичного или вторичного, одно неотделимо от другого, и все, что я хочу сказать ребятам: «Спасибо за службу. Я желаю вам успешного выполнения задач и возвращения на базу в полном составе». Коротко, но я знаю, что они меня поймут.
Анастасия Извекова
Узнать о возможности трудоустройства можно по телефону 8 (4862) 360535