31 мая в Орловском краеведческом музее открылась выставка художника Юрия Лапшина «Пространство времени» (6+).
Портрет мастера
Художник родом из Орловской области, значительная часть его биографии связана с Орлом: здесь он окончил художественнографический факультет Орловского педагогического института, работал театральным художником, преподавал в Орловском художественном училище. В 1978 году стал членом Союза художников России.
Свою жизнь Юрий Лапшин посвятил служению искусству, в частности театру и кино. Он был художникомпостановщиком множества фильмов, работал главным художником в театрах Орла, Прокопьевска, Орска, Кизила. Спектакли, оформленные им, всегда были пронизаны его яркой творческой индивидуальностью, смелыми пространственными и живописными решениями, насыщенной цветовой гаммой, динамичной световой партитурой.
Сегодня художник живет и работает в Перми. Его произведения есть в галереях, музеях и частных собраниях США, Германии, Франции, Японии, Испании.
Орел для Юрия Лапшина – не просто место, в котором прошли годы его жизни, но понастоящему милый сердцу город, о котором он сохранил множество приятных воспоминаний.
– Мне жаль, что приезжать сюда чаще не получается, но тем ценнее для меня представить в Орле эту выставку, – говорит он.
Глубина таланта
Выставка Юрия Лапшина проходит сразу на двух площадках – в Орловском краеведческом музее и Орловской детской школе искусств и ремесел. Она столь же многослойна и многолика, как все его творчество. Живопись, графика, прикладное искусство и скульптура – все эти виды изобразительного искусства не просто освоены художником. В каждом из них он сумел создать нечто неповторимое и особенное.
– Когда видишь работы Юрия Николаевича, их хочется сначала рассмотреть, а потом разгадать, погрузиться в них, как в удивительную личную вселенную художника. Мне кажется, это и есть признак того, что перед зрителем – настоящее искусство, – делится впечатлениями директор Орловского краеведческого музея Дмитрий Моисеев.
Картины Юрия Лапшина раскрываются перед посетителями выставки постепенно, как талантливо созданный аромат. Чем дольше изучаешь каждую из них, тем больше граней и нюансов становятся заметны.
«Его картины рождаются, как рождаются деревья. Каждая линия, каждое движение кисти – как часть прожитой жизни, меняющей форму и содержание, это процесс духовночувственный, где духовное определяется внутренним «Я», его пониманием того, что он видит, чувствует относительно предмета, лица, мысли», – так пишет о Лапшине президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева.
Первое впечатление
Зрителю, не имеющему художественного образования, но пришедшему на выставку в поисках ярких духовных и эмоциональных впечатлений, картины Юрия Лапшина с первого взгляда могут показаться яркими, но непонятными.
Однако, стоит вглядеться в них пристальнее, и замысел автора начинает становиться более очевидным, и вместе с тем – интригующим.
– Все мы знаем, что жизнь – сложная штука, иной раз она может закружить так, что мало не покажется, и живопись есть ее отражение, – говорит художник. – Через живопись можно выразить все, что угодно: надежду, разочарование, радость и горечь.
Кажется, что создать полотна, подобные тем, которые создает он, можно лишь в порыве искреннего и всеобъемлющего вдохновения. В то же время не секрет, что Муза – дама капризная, а работает Лапшин много и с потрясающей самоотдачей.
– Мне кажется, что оба эти понятия вдохновение и дисциплина, неверны в принципе, – делится он. – Первого можно ждать годами и не сделать в конечном счете ничего. Писать, заставляя себя, невозможно в принципе. Живопись – это любовь. Как и в любви, чтото получается удачно, чтото не очень, но это не отменяет ценности каждого мгновения, каждого получившегося полотна. Поэтому невозможно выделить какоето одно, особенное, любимое. Они все дороги мне.
Авторский взгляд
Юрий Лапшин – художник, для которого искусство в разных его проявлениях является, с одной стороны, работой, с другой, – способом взаимодействия с миром.
– Я работал в кино, поставил более ста спектаклей на театральной сцене и могу сказать откровенно: есть вещи, которые нужно делать просто потому, что они должны быть сделаны, потому что это работа. Безусловно, их нужно делать хорошо и никак иначе, но речь тут идет в первую очередь об обязательствах. Здесь же, в краеведческом музее, представлено то, что я сделал, потому что мне хотелось, – говорит Лапшин. – Я давно не был в Орле, и в определенном смысле, мне грустно и интересно вернуться сюда. В этом городе прошли мое детство и юность, здесь я учился в школе. А Орел город интересный: он как будто застыл и не меняется вовсе, и вместе с тем, становится неотвратимо другим. Какието места изменились до неузнаваемости, иных уже и вовсе нет. Это наводит на определенные размышления, вызывает желание чтото запечатлеть для себя в памяти или на холсте. После прогулки по городу я в полной мере прочувствовал любовь к нему, а из любви всегда рождается творчество в той или иной его форме.
Анастасия Извекова