30 мая в ОГАТ им. И.С Тургенева представили зрителю спектакль «Мертвые души» (12+).
Творчество и братство
«Мертвые души» Гоголя оказались для орловских театралов не просто премьерой, а премьерой долгожданной — все билеты на два первых показа были раскуплены за неделю до них.
Примечательно, что спектакль стал своего рода экспериментом для театра, ведь трудились над его созданием сразу два столичных режиссера — хорошо знакомый зрителю по спектаклям «Собачье сердце» (16+), «Укрощение строптивой» (12+), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12+) и «Аристократы поневоле» (12+) Сергей Дьячковский и впервые работавший в Орле Алексей Жеребцов.
О том, каково пришлось двум мастерам на одной сцене, Алексей рассказывает коротко, но емко:
– Мы работаем как братья. У нас похожий стиль, схожее видение, поэтому мы можем спокойно и ко взаимному удовольствию не только работать вместе, но и быть взаимозаменяемыми. Изначально мы, разумеется, договорились о том, каким хотим видеть спектакль, но при этом за каждым из нас оставалось право на творческую свободу.
Сергей же с видимым удовольствием делится подробностями:
– Мы приезжали в Орел по очереди, и не раз случалось так, что я приезжал, смотрел часть, которую без меня сделал Алексей, и буквально обмирал от восторга, понимая, что да, именно так! Это именно то, что нужно, то, что я хотел видеть, но притом я сам не сделал бы лучше.
Взгляд изнутри
Исполнитель роли Плюшкина, актер Андрей Царьков убежден, что режиссеры сотворили на сцене театра невозможное.
– Они поставили Гоголя за полтора месяца. Это абсолютно нереально — поставить Гоголя, да еще и «Мертвые души» в столь короткий срок, однако, Сергею и Алексею это удалось, и удалось, на мой взгляд, блестяще, – делится он. – Николай Васильевич — один из горячо любимых мною авторов, меня восхищает его непредсказуемость и метафоричность. Работать с таким материалом — уже огромное удовольствие. Отдельная радость для актера — сыграть Плюшкина, ведь это крайне занятный персонаж. И еще большее удовольствие — воплотить этот образ на родной сцене в сотрудничестве с людьми, которым полностью доверяешь как профессионалам.
Плюшкин у Андрея Царькова действительно получился впечатляющим — смешным и трагичным, вызывающим у зрителя неловкость и некоторую оторопь. Словом, именно таким, каким он видится, когда читаешь оригинал.
– Я могу разве что поклониться орловским актерам и в очередной раз восхититься ими, – говорит Сергей Дьячковский. – Гоголевские диалоги остались практически нетронутыми, и актеры не просто великолепно справились с ними. Как режиссер, в Орле я в принципе не знаю такой проблемы, как чтение актерами текста с листка. Они понимали, что времени на постановку у нас мало, а спектакль ни в одной детали, ни в одной мелочи не может быть сырым, поэтому всякий раз, приезжая в театр, я встречал их собранными, настроенными на работу и полностью готовыми к ней морально и технически.
Нескучная классика
О спектакле, который получился, Сергей Дьячковский рассказывает так:
– Это фантасмагория в очень не бытовом пространстве. Я не могу сказать, что это та классика, которую можно увидеть во МХАТе или Малом театре, и тем не менее, это классика, Гоголь, «Мертвые души». Мы отталкивались исключительно от текста писателя и ничего не додумывали сами. Нам, конечно же, пришлось этот текст сокращать, но полагаю, что, открыв книгу, зритель увидит в ней все то, что увидели мы. Гоголь — это не просто классика, это классика понастоящему нескучная. В идеале мне бы хотелось, чтобы те зрители, которые по какимто причинам «Мертвые души» Гоголя еще не читали, сделали это после просмотра спектакля.
Первые впечатления
«Мертвые души» – спектакль одновременно смешной и удручающий своей правдивостью; динамичный, создающий ощущение полного погружения в какуюто иную, параллельную реальность.
Зрители, успевшие посмотреть другие постановки Сергея Дьячковского на орловской сцене, безошибочно узнают его режиссерский почерк, и вместе с тем, ощутят в нем новые нотки, нечто непривычное и очень интересное — мастерство второго, нового для нашего города режиссера.
«Мертвые души» стали не просто ожидаемой премьерой, удачным спектаклем и вызовом, который Сергей Дьячковский и Алексей Жеребцов встретили более чем достойно.
Спектакль можно считать подтверждением того, что ставить Гоголя в орловском театре любят и делают это хорошо.
В прошлом театральном сезоне зрители увидели «Женитьбу» (12+) в постановке главного режиссера театра Владимира Хрущева, теперь поклонников творчества писателя ОГАТ порадовал «Мертвыми душами». Эти спектакли, поставленные в разное время и разными режиссерами с разным актерским составом, конечно же, невозможно сравнивать, но коечто общее между ними все же есть. Это сам Гоголь — непревзойденный сатирик, умеющий тонко, с безупречным вкусом и без намека на пошлость посмеяться над людьми. А еще — великолепная актерская работа, наблюдая за которой, происходящему на сцене веришь безоговорочно. Орловские артисты в очередной раз доказали, что не играют в театре, а живут на сцене и умеют чувствовать своих героев потрясающе хорошо, до тех мельчайших нюансов, которые о человеке, пусть даже и вымышленном, может знать только он сам.
Анастасия Извекова