В условиях непростой экономико-политической бизнес-среды хозяйствующие субъекты сталкиваются с различными сложностями при осуществлении деятельности, в связи с чем нуждаются в поддержке со стороны государства.
Одним из инструментов поддержки выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) – территории с уникальными правилами ведения бизнеса.
В настоящее время организации, функционирующие на территории ОЭЗ, имеют возможность получить ряд преимуществ, в числе которых налоговые льготы, таможенные преференции, сниженные арендные платежи, возможность использования развитой инфраструктуры. Для резидентов данных территорий предусмотрены минимальные административные барьеры, так органы управления ОЭЗ принимают документы на регистрацию статуса резидента, оформляют земельно-имущественные отношения, организуют строительство и подключают объекты к инженерно-техническим сетям.
Особые экономические могут быть следующих типов промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные; портовые. Данные территории с особыми условиями ведения бизнеса создаются сроком на 49 лет, после его окончания экономические субъекты смогут продолжать вести предпринимательскую деятельности в условиях отсутствия льгот.
Сегодня на территории Российской Федерации функционирует 50 ОЭЗ, демонстрирующих достойные показатели развития. По итогам 2023 года количество новых резидентов данных территорий составило 117, что на 36 больше, чем годом ранее.
Особые экономические зоны действуют в следующих регионах России: г. Санкт-Петербурге, Псковской, Московской, Калужской, Тульской, Липецкой областях и других субъектах государства.
В России количество ОЭЗ ежегодно увеличивается. В апреле 2024 года в Госдуму был внесен законопроект о создании новой ОЭЗ в приграничных регионах государства — Белгородской, Курской и Брянской областях.
Нормы законодательства, регулирующие работу ОЭЗ, непрерывно совершенствуются, среди последних изменений следует отметить: закрепление подачи паспорта инвестпроекта в электронном виде с приложением финансовой модели вместо бизнес-плана, сокращение периода рассмотрения документов потенциального резидента на 25 дней; возможность заключения договора между резидентом ОЭЗ и предпринимателем-нерезидентом о совместном производстве продукции; включение в состав резидентов ОЭЗ индивидуальных предпринимателей, утверждение новых критериев создания ОЭЗ и новых требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Павловой Анны, особые экономические зоны выступают эффективным инструментом развития территорий, повышения их инвестиционной привлекательности, активизации инновационной деятельности, формирования технологического суверенитета. Наличие таких территорий имеет преимущества для государства, резидентов, а также населения и регионов их расположения, формируя инфраструктуру и создавая рабочие места.