Театр «Свободное пространство» завершил свой 47-й сезон.
Свежее прочтение
Яркий, насыщенный, с успехом состоявшийся сразу на трех сценических площадках, – большой, малой и летней, – сезон театр, конечно же, закрыл премьерой. Зрители увидели «Горе от ума?» (12+) в постановке Алексея Доронина.
Столичный режиссер хорошо известен орловцам. В частности, в «Свободном пространстве» он успел поставить полюбившиеся зрителям спектакли «Сирано де Бержерак» (16+) и «Настоящий ревизор» (16+).
«Горе от ума?» Алексей Доронин назвал «драмой без героя».
– Несмотря на то, что в свое время Грибоедов буквально пестовал Чацкого, этот герой был своего рода свежим ветром для общества, сегодня мы видим, что он не так уж и актуален. Это герой не нашего времени, – говорит режиссер. – Комуто это может показаться удивительным, быть может, даже возмутит, но именно поэтому у нас «драма без героя». «Горе от ума» Грибоедова незабвенная вечная классика, это школьная программа. С девятнадцатого века и по сей день она была поставлена неоднократно, возможно, даже в каждом театре страны. Однако театр обязательно должен обращаться к классике, ведь именно в ней всегда найдутся те самые непреложные истины, что важны всякому поколению. При этом, если театр ставит что бы то ни было без оглядки на потребности, тревоги и вопросы сегодняшнего дня, этот театр становится бутафорским. Мы постарались сделать «Горе от ума?» именно таким – отвечающей самым актуальным запросам классикой, но при этом постарались посмотреть на знакомых героев под чуть другим углом, открыть их для себя с новой стороны.
Неожиданный Грибоедов
Режиссерский почерк Алексея Доронина весьма узнаваем, и в новом спектакле он прослеживается тоже.
«Горе от ума?» вышел очень стильным и, как принято говорить, атмосферным – зритель с первых минут переносится из Орла в заснеженную Москву 1822 года.
Как и в прочих спектаклях, поставленных Дорониным, в «Горе от ума?» крайне любопытно отслеживать детали, находить аллегории, усиливающие эффект, производимый увиденным.
– Классика, безусловно, тем и хороша, что ее несложно найти и просто прочитать. У классики всегда множество экранизаций. Однако театр – это тот вид искусства, в котором нельзя просто смотреть, – делится Алексей Доронин. – Проживая свою роль, вкладывая в нее частицу себя, актер усиливает задумку автора и, как следствие, приглашает зрителя в буквальном смысле пережить увиденное.
И правда, через призму режиссерского видения и качественной актерской работы грибоедовское «Горе от ума» воспринимается совершенно поновому. Авторы спектакля сумели сделать его объемным, очень стильным, многогранным и бесконечно индивидуальным.
Пусть даже Чацкий и не стал «героем», пусть для режиссера и зрителей он остался непонятным и лишним человеком, вопросы, поднятые Алексеем Дорониным в постановке, интересны и в любые времена располагают к дискуссии.
Так, зритель может видеть, насколько тонко режиссер обсуждает с ним наличие у каждого человека внутреннего «Я». Быть может, чуть более саркастичного, чем нужно, или вынуждающего нас быть слабее и любопытнее, чем должно. Однако тот самый внутренний голос, тот опыт, что мы приобретаем в жизни, неизменно влияют на каждый наш поступок, на каждое слово.
Чацкий, каким он предстает перед зрителем в новом спектакле, может показаться подлинным воплощением подросткового бунта и борьбы за свою индивидуальность, либо же единственным разумным человеком в толпе живущих по придуманным не ими сценариям людей. Или же он может предстать тем самым лишним, чье присутствие заставляет остальных смущаться и чувствовать себя не в своей тарелке.
Каждый зритель, вероятно, увидит его посвоему, благо, режиссер и актеры театра оставили ему такую возможность. Совершенно точно можно сказать одно: посмотреть «Горе от ума?» стоит ради ярких и понастоящему свежих впечатлений. Ставя на сцене «Свободного пространства» классику из школьной программы, Алексей Доронин намеренно или нет, но создал целую отдельную вселенную, украшенную собственными цветами, пластикой и музыкой.
Анастасия Извекова