Правительство России утвердило программу экспериментально-правового режима по эксплуатации беспилотного транспорта в марте 2022 года. В мае 2023 года московский Центр исследования и разработки беспилотного транспорта приступил к практическому решению задачи организации движения беспилотных трамваев.
Правительство РФ во главе с премьер-министром Михаилом Владимировичем Мишустиным 29 июля 2024 года утвердило начало испытания первого в России беспилотного трамвая и экспериментальный запуск беспилотных трамваев в Москве и Санкт-Петербурге.
Тестовые поездки беспилотных трамваев начнутся в сентябре этого года и планируется провести в три этапа. На первом этапе, который стартовал 23 мая текущего года, проведены испытания беспилотного трамвая без пассажиров с водителем и системой дублирования его действий. На следующем этапе система беспилотного вождения возьмёт на себя функции управления и принятия решений, а водитель будет страховать действия трамвая. На третьем (финальном) этапе планируется обеспечить полностью беспилотное движение трамвая с пассажирами и без водителя за пультом.
Предполагается, что к 2027 году более 80% трамвайного подвижного состава будет оборудовано автоматизированной системой управления.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, на маршрутных линиях беспилотники практически не будут отличаться от остальных трамваев, так как в их кабинах будут сидеть водители-испытатели. Их обязанность — вмешиваться в работу «умных» трамваев при возникновении нештатной ситуации. Главное отличие беспилотников — знаки «Автономное управление» (белый треугольник с красной каймой и черной «А» в центре). Их нужно будет установить на ветровое и заднее стекло, а также на переднюю и заднюю нижние части левого и правого бортов. Кроме того, на ветровом стекле будет номер телефона испытателя, чтобы с ним при необходимости смог связаться инспектор ГАИ.
Первый этап испытания трамвая-беспилотника завершится после того, как он пройдет первые 3 тыс. км или откатает 100 часов, не попав при этом ни в одно ДТП. Такие же нормативы действуют и для второго этапа, когда оператор осуществляет удаленное наблюдение (по одному человеку на один трамвай). На третьем этапе, также 3 тыс. км и 100 часов, один оператор будет удаленно следить за 10 трамваями. За все время испытания трамваи должны будут наездить по 33 тыс. км. Каждое полугодие нормативы пробега будут меняться, в первые полгода нужно будет проехать 1 км, во втором полугодии третьего года — 18 км. При этом не должно будет произойти ни одно ДТП.
Мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин в правительстве столицы по вопросам транспорта заявлял, что после 2030 года Московский метрополитен может также перейти на беспилотное управление. Он отметил, что власти столицы уже работают над этим.
Ранее, в декабре, бывший первый зампредседателя правительства РФ Андрей Белоусов заявил, что 2023 год стал знаковым для России в развитии беспилотного транспорта на земле, в воздухе и на воде. Он добавил, что уже в июне этого года по маршруту Москва – Санкт-Петербург стартовал в РФ проект по беспилотной коммерческой перевозке грузов на автомобилях «КамАЗ».
На данный момент скорость внедрения беспилотного транспорта в общественную жизнь остается низкой, несмотря на то что и бизнес, и правительство заинтересованно во внедрении беспилотного транспорта, однако пока большинство проектов пока находятся в стадии разработке или работают на ограниченных участках. Внедрение беспилотного транспорта с применением технологий искусственного интеллекта является частью программы цифровой трансформации российской экономики.