Художественный руководитель театра «Свободное пространство» Сергей Пузырев рассказал о планах на предстоящий 48-й сезон и о том, зачем современный зритель приходит в театр.
Первый анонс
Традиционно театр открывает каждый новый сезон премьерой, но в этом году в «Свободном пространстве» было принято решение пойти другим путем.
– Сейчас мы уже репетируем музыкальную сказку «Щелкунчик» (6+), ставит ее Вера Анненкова, но 48й сезон театр откроет «Ягой» (16+), – рассказывает Сергей Пузырев. – Это, вопервых, связано с огромной популярностью спектакля. Многие зрители хотят попасть именно на него. А вовторых, мюзикл завоевал номинацию «Лучшая премьера сезона» театральной премии «Хрустальная рампа». Поэтому решено было открываться именно «Ягой». Осенью я вплотную приступлю к репетиции «Ромео и Джульетты» (12+), а Лариса Леменкова начнет ставить спектакль по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель» (16+). Кроме того, в течение этого сезона нам предстоит трижды выехать на гастроли: в начале сентября театр примет участие в III Всероссийском фестивале уличных театров «Белая река» в Белореченске. Мы впервые везем туда спектакль «Лишь бы не было войны» (12+). Это постановка для летней сцены, и, поскольку декорацией здесь, у нас, является сам двор театра, в Белореченске нам придется в какомто смысле за день поставить новый спектакль. Уверен, это будет очень интересный и полезный для нас опыт. В ноябре труппа отправится в Саратовскую область с «Большими гастролями», а затем поборется за престижную премию «Музыкальное сердце театра», представив в Самаре «Ягу».
Режиссер подчеркивает, что намеренно делится планами театра только на первую половину предстоящего сезона.
– Некоторые наметки у нас уже есть, но пока они находятся в стадии доработки и осмысления, – поясняет он.
Вечное и актуальное
В 48м театральном сезоне Сергей Пузырев намерен поставить Шекспира.
«Ромео и Джульетта» – вечная классика, известная всем.
– Жизнь показывает, что практически любое классическое произведение, если перечитать его во взрослом, осознанном возрасте, оказывается вовсе не той историей, которую мы помним из юности, – говорит он. – С одной стороны, это может быть связано с тем, что нам было скучно читать, и представление о произведении и заложенных в нем смыслах мы получали от учителей или из кино. С другой – с тем, что с годами мы сами меняемся, наше восприятие действительности становится иным, и мы начинаем иначе смотреть на вещи, описанные в книгах. Что касается именно Шекспира, есть режиссеры, которые обязательно ставят одну и ту же его пьесу раз в несколько лет, изучают и переосмысливают ее, ведь Шекспир, как и любая другая подлинная классика, невероятно многогранен. Сам смысл классики в том, чтобы каждое новое поколение неизменно находило в ней ответы на свои вопросы. «Ромео и Джульетту» мы хотели бы показать историей вне времени. В целом, молодые люди, подростки, они ведь всегда одни и те же. Их проблемы, сила первого чувства, их взгляды, – все это не меняется в течение столетий. В «Ромео и Джульетте», если взглянуть пристальнее, совсем мало моментов, которые не могли бы случиться сегодня. Поэтому, я думаю, мы постараемся сделать эту историю вне времени.
В поисках сказки
Опираясь на свой опыт служения театру и на свое восприятие, Сергей Пузырев уверяет, что сегодняшний зритель — это человек в поисках сказки.
– Всего несколько лет назад большой популярностью в театре пользовалось то, что принято называть «чернухой». Сегодня время такой драматургии и таких постановок ушло, – рассказывает он. – В определенном смысле, это снова к вопросу о классике и о том, почему театр никогда не сможет от нее отойти, да и не должен этого делать. Классика — это о том, что было и будет актуально всегда. Вместе с тем классику нужно подавать так, чтобы она была интересна, чтобы современный человек узнавал в героях себя. Задача театра – сделать спектакль таким, чтобы зритель захотел увидеть его еще раз, переосмыслить, найти в нем нечто новое для себя, и через этот поиск обрести надежду и веру в лучшее. Зрители, как и во все времена, великолепно принимают романтические истории о любви и драму, но сегодня мы видим, что люди нуждаются в сказке. Да, зачастую эта сказка должна быть такой, как «Обыкновенное чудо» (16+) – философской, взрослой, немного грустной. Так уж заведено, что людям проще поверить в трагический конец истории, но когда история эта сказочная, трагедия героев воспринимается легче.
Новые лица
В конце прошедшего 47го театрального сезона постоянные зрители «Свободного пространства» обратили внимание на новые лица, появившиеся в труппе.
– В театр действительно пришли молодые актеры. Кроме того, свои первые роли начали получать студенты, обучающиеся у меня на курсе, – говорит Сергей Пузырев. – С одной стороны, это связано с тем, что нам просто необходимо распределить нагрузку для основной труппы. Двадцать пять спектаклей в месяц, репетиции, гастроли, – люди элементарно физически устают. С другой же стороны, и это не менее важно, пришла пора вводить юных артистов в процесс. Пусть их роли пока невелики, но я в целом доволен тем, как они справляются. Ждать, пока начинающий актер наберется опыта, можно десятилетиями. Единственный действенный способ этот опыт приобрести – выходить на сцену. К счастью, у нашей молодежи получается делать это ярко и талантливо.
Анастасия Извекова