Осень – время, когда не только заново начинается жизнь школьная и студенческая, но и пора, когда многие возвращаются после отпуска на работу. Корреспондент «Орловской городской газеты» обсудила с психологом Еленой Васильевой, как настроиться на рабочий лад после жаркого лета.
– Елена, почему трудно настроиться на рабочую волну, а ко всему прочему летняя погода не хочет покидать нас. Как провести эту перенастройку с режима «отдых» на режим «работа»?
– Казалось бы, как за парутройку недель можно эту рабочую волну упустить, правда? Однако происходит это очень быстро, так устроена нервная система. Сложнее будет, если вы в отпуске были в другой стране или другой климатической зоне, в таком случае придется адаптироваться не только морально, но и физически. Поэтому лучше начать подготовку к выходу на работу заранее, а не накануне первого рабочего понедельника, условно. Спланируйте возвращение домой заранее, чтобы организм успел пройти акклиматизацию и вы успели нормально отдохнуть с дороги.
Стоит заняться простыми бытовыми делами, возвращающими вас к привычной жизни: разобрать чемоданы, разложить вещи по местам, прогуляться привычным маршрутом, вернуться к стандартному режиму дня и так далее. Если вы не успели выполнить какието запланированные на отпуск дела, не загоняйте себя, не старайтесь уложиться в короткий срок. И, безусловно, нужно настраиваться на хорошее.
Окончание отпуска – это стресс, а при стрессе у нас вырабатывается гормон кортизол. Нейтрализовать его поможет посильная физическая нагрузка. И еще есть один интересный лайфхак: выходить из отпуска не в понедельник, а в среду или четверг.
– А как быть, если уже прошло время после отдыха, но человек на рабочем месте продолжает ощущать дискомфорт, чувствует себя выгоревшим?
– Здесь уже нужно копать глубже: разбираться с причинами такого состояния. Попробуйте ответить на вопрос, почему вам некомфортно? Какие причины у этого? Какието разовые ситуации или вас не устраивает чтото на постоянной основе?
Бывает так, что работа нравится, но не устраивают отдельные моменты. Нужно выявить эти «точки дискомфорта» и подумать, как можно изменить ситуацию. Например, у вас конфронтация с кемто из коллег или начальник дает сверхурочные задачи. Разберитесь, что можно с этим сделать, безвыходных ситуаций не бывает. Может быть, минимизировать общение с этим коллегой. Попросить к сверхурочным задачам и сверхурочную оплату или вовсе отказаться от них, четко обозначив причины и свою позицию.
А вот если выгорание имеет характер хронический и вы в глубине души понимаете, что эта работа в целом – не ваше, не нравится, не подходит, значит, пора чтото в своей жизни менять.
– Как раз о переменах. Как адаптироваться на новом месте работы?
– Новая работа – это снова стресс. Но давайте подумаем. Вопервых, у нас всех есть опыт адаптации: в детском саду и школе, вузе, других местах работы. Вовторых, любая адаптация заканчивается, и произойдет это быстрее, чем вам кажется: эмоциональная нагрузка снизится через месяцдва. Мы сейчас не будем говорить про практическую сторону – рабочие задачи, нагрузки, условия труда и так далее – в начале возможны ошибки, не бойтесь их, просите помощи, когда она нужна. Поговорим про психологическую. Советую выбирать доброжелательную и при этом нейтральную позицию для того, чтобы влиться в новый коллектив. Вам предстоит познакомиться с людьми, понять, какова корпоративная этика компании. Не будьте категоричны, не занимайте чьюлибо сторону, ни в коем случае не обсуждайте с одними новыми коллегами других. Также не рекомендую рассказывать о себе много личной информации.
Коллектив в любом случае будет оценивать вас. Не старайтесь казаться лучше, надевать маски. Будьте собой. Помните: в первую очередь вы – специалист и пришли выполнять свои профессиональные задачи.
– А как быть молодым специалистам? Порой вчерашним выпускникам приходится сталкивать с «дедовщиной». Понятно, что у них нет богатого профессионального и жизненного опыта, но ведь это еще ни о чем не говорит.
– Вы совершенно правы. К сожалению, далеко не все работодатели понимают, что молодые специалисты на рынке кадров имеют много преимуществ: они активны, вдумчивы, хотят работать, вникать в процесс, получать тот самый опыт. Взгляд не зашорен, многие полны свежих идей, более смелые и хотят проявить себя с лучшей стороны, чтобы построить карьеру. Хорошо, если работодатель это все же осознает.
Новичкам я бы посоветовала в целом придерживаться той же стратегии, о которой мы уже говорили выше. Добавлю: постарайтесь узнать максимально больше информации о компании, своих профессиональных задачах, корпоративной этике. Общайтесь с людьми, но держитесь нейтралитета, задавайте вопросы, не стесняйтесь записывать важную для вас информацию. Будьте открыты, готовы к переменам, к новому.
Еще есть хорошее правило, и, кстати, не только для молодых специалистов. Например, в помещении низкая температура изза кондиционера, вы хотите ее изменить. Посыл может быть такой: «Я считаю, что 17 градусов – слишком низкая температура. Кондиционер висит напротив меня, я могу заболеть». Сравните: «Кондиционер слишком сильно дует. Холодно, я заболею». Чувствуете разницу?
– А что насчет дружеских и любовных отношений на рабочем месте?
– Можно и дружить с коллегами, и замуж за них выходить тоже можно, что в этом такого. Просто стоит четко разграничивать рабочее и личное. Не шушукайтесь с подругой в коридоре, не выносите нежности с супругом или супругой на общее обозрение. Избегайте сплетен, ревности. В любой ситуации оставайтесь в первую очередь профессионалом.
Беседовала Инга Романова