В Орле появился новый вид мошенничества с кредитными картами.
Как сообщает Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, в настоящее время появился новый вид мошенничества с использованием мессенджеров – программ для обмена мгновенными сообщениями, которые у многих установлены на смартфонах (например, WhatsApp, Viber, Skype и др.) Через это приложение вам приходит сообщение якобы от известного крупного банка о том, что оплата покупки с вашей банковской карты на определенную сумму (например, на 9800 рублей) успешно зарезервирована. Далее идет ссылка на сайт одного из крупнейших интернетмагазинов. При этом, если вы не совершали покупку, предлагается срочно связаться со службой безопасности вашего банка по указанному в сообщении телефону. Если вы наберете этот номер телефона, то может сложиться впечатление, что вы действительно попали в свой банк, поскольку ответ на звонок очень похож на то, как работает горячая линия банка. Когда с вами начнет разговаривать якобы сотрудник службы безопасности банка, все его действия будут направлены на выуживание информации о вашей банковской карте (номер карты, сумма денег на ней и т.д.) и получения доступа к вашему личному кабинету в интернетбанке.
Во избежание хищения денежных средств с вашей банковской карты рекомендуется при получении такого сообщения удалить его и не пытаться звонить по предлагаемому номеру телефона. Эти люди – мошенники и они хотят украсть ваши деньги. Будьте бдительны, не вступайте с ними в беседу, ни в коем случае не раскрывайте данные вашей карты, не диктуйте номер и CVVкод.
Если вы беспокоитесь, не будет ли действительно списана сумма, указанная в сообщении, обратитесь в ваш банк по номеру телефона, указанному на карте, или на официальном сайте банка.
Пять мошеннических схем, которые нужно уметь распознавать
-
Кража данных карты при расчете
В мошеннических схемах могут участвовать и те, кому принято доверять. Кассир, официант, заправщик, работник банка или любой другой сотрудник, которому вы передали карту для расчета, может сфотографировать, переписать ее данные или просто запомнить их, чтобы потом беспрепятственно рассчитаться картой в Интернете.
Что делать?
- Не передавать карту посторонним, рассчитываясь за покупку или предоставление услуг.
- Следить за поведением сотрудника, совершающего операцию (нужно насторожиться, если он ведет себя подозрительно, например, фотографирует вашу карту на мобильный телефон под видом набора номера или СМС).
- Заведите для расчетов через Интернет отдельную карту, недоступную для посторонних, а на карте, используемой для покупки через POSтерминалы, заблокируйте возможность покупок через Интернет.
-
Двойная транзакция
Совершая оплату в торговосервисной сети, покупатель передает карту оператору, он проводит ее через считывающее устройство, покупатель вводит ПИНкод (если требуется), и сотрудник сообщает, что произошла ошибка. Затем действия повторяются еще раз, и транзакция выполняется успешно, а спустя какоето время владелец карты обнаруживает, что деньги за покупку списаны дважды.
При этом многие владельцы карт считают вторую СМС о списании средств ошибкой или дублем, так как суммы совпадают.
Что делать?
- Подключить опцию СМСоповещений по операциям своей карты. Если первая транзакция будет совершена успешно, владелец карты тут же получит соответствующее СМСсообщение и сможет продемонстрировать его сотруднику, настаивающему на повторной транзакции, в качестве подтверждения уже произведенной оплаты.
- Если вам поступило два сообщения о списании одной и той же суммы, стоит сразу же позвонить в банк и проверить, действительно ли произошло двойное снятие средств со счета.
-
Кража денег с карт, оснащенных технологиями бесконтактной оплаты
Эти технологии разработаны платежными системами Visa (PayWave) и Mastercard (PayPass) для ускорения и упрощения безналичной оплаты покупок. PayPass и PayWave применяются на картах с чипом и магнитной полосой. При расчетах такой картой не нужно вводить ПИНкод, а также ставить подпись на чеке, если сумма покупки не более 1000 рублей. При превышении указанной суммы потребуется подтверждение (подпись или ПИНкод), в некоторых случаях платеж может быть отклонен. Терминал на расстоянии считывает информацию с карточки и звуковым либо визуальным сигналом дает понять, что необходимая сумма списана с нее и покупка совершена.
В Россию эта технология пришла в сентябре 2008 года, и мошенники довольно быстро научились с ней работать. В местах большого скопления людей (переполненном общественном транспорте, на рынках, в магазинах) злоумышленник прислоняет бесконтактный считыватель или POSтерминал к карманам одежды, стенкам сумок и крадет деньги с карт у ничего не подозревающих жертв.
Что делать?
- Использовать специальные экранированные бумажники (карта кладется в отсек, экранированный фольгой).
- Убедиться, что в качестве подтверждения списания суммы более 1000 рублей стоит запрос PINкода, а не подпись чека. Если не планируете оплачивать бесконтактным способом покупки на сумму более 1000 рублей, установите индивидуальный расходный лимит по карте и ограничьте размер возможных транзакций.
-
Изготовление дубликата сим-карты
На первый взгляд, речь идет не о деньгах. Но на самом деле, таким образом мошенники могут получить полный контроль над счетами жертвы, так как счета банковской карты, как правило, привязаны к номеру телефона и могут управляться дистанционно с его помощью.
Схема выглядит так. На мобильный телефон поступают звонки с неизвестных номеров и СМСсообщения от неизвестных людей с просьбой перезвонить. В качестве отправителей сообщений чаще всего указываются Центробанк России, CentroBank, cлужба безопасности Банка России, Visa, Mastercard, Мир. Если клиент перезванивает по указанному телефону и сообщает свои данные, мошенники могут снять деньги с карты, изготовив ее фальшивый аналог.
Что делать?
- В случае получения внезапного оповещения об изменении состояния счета после звонков с неизвестных номеров или на неизвестные номера немедленно блокировать все свои карты, привязанные к этому телефонному номеру, позвонив на горячие линии банков, номера которых указаны на самих картах.
- Обратиться к мобильному оператору для разблокировки своей симкарты и одновременной блокировки дубликата, полученного мошенниками.
- Подать заявление в правоохранительные органы.
-
Психологические приемы
Мошенники могут выступать в роли покупателей щенков, автомобилей, земельных участков, гаражей и пр. на сайтах бесплатных объявлений или в группах в соцсетях. Общее у таких «покупателей» одно: они находятся гдето далеко, но готовы перевести часть стоимости или даже полную стоимость немедленно на банковскую карту продавца.
«Покупатель» просит продавца сообщить ему данные карты (код CVV2/CVC2, срок действия, ФИО владельца). И после того, как доверчивый продавец сообщает мошеннику эту информацию, с его карты начинают списываться деньги за оплату товаров и услуг, осуществляться переводы на другие счета и пр.
Что делать?
- Не сообщать данные карты, персональные данные и коды, присланные в СМС, посторонним лицам.
- Ни в коем случае не давать никому доступ к вашей карте через онлайнбанкинг.
- В любых подозрительных ситуациях звонить в кредитную организацию, выдавшую карту, по номеру, указанному на оборотной стороне карты.
Людмила Федосова
по материалам Банка России