Многие из нас сегодня постоянно пребывают в состоянии ожидания какого-то товара, купленного в интернете. Бесспорно, возможность купить что-то нужное (или не очень) онлайн сильно упрощает жизнь, стоит вспомнить только период пандемии и закрытые магазины. Приобрести не выходя из дома можно что угодно: от продуктов и лекарств, до мебели и даже автомобилей. И так, сами того не подозревая, мы подсаживаемся на покупки в режиме нон-стоп.
Страдает от этого не только кошелек, но и психика. Корреспондент «Орловской городской газеты» вместе с психологом Еленой Васильевой разбиралась, где же грань между здоровым шопингом и реальной зависимостью?
Тревожные звоночки
– Сегодня психологи говорят о потребности человека постоянно чтото покупать, как об одной из форм шопоголизма. Если вовремя себя не остановить, то зависимость будет опутывать все сильнее. Человеку стоит обратить внимание на такие тревожные звоночки, как постоянные мысли о покупках («нужно заказать то и это», «скоро мне придет заказ» и тому подобное), частые покупки и покупки импульсивные, в том числе вещей, без которых можно было бы обойтись, возникшие финансовые проблемы. Кроме того, если вы заказываете товар, а потом возвращаете его, это тоже признак сформировавшейся зависимости, – рассказывает психолог Елена Васильева.
Попадаем в эти сети мы постепенно. И тенденция является массовой. Так, исследование рынка маркетплейсов сервисом «Точка маркетплейсов» за 2023 год говорит: выручка продавцов выросла больше чем на треть, а именно на 39%. Это напрямую свидетельствует о том, что россияне подсели на покупки в интернете. И тенденция продолжает набирать обороты.
– Интернетшопоголизм дарит удовольствие от самого процесса. Выбор, поиски более выгодного предложения или какойто необычной вещи, ожидание, распаковка. Эмоции покупателю дарит не сама приобретенная вещь, которая зачастую может быть надета или использована всего раз, а то и вовсе нет, а весь процесс покупки, – говорит психолог.
Где корни
У любой проблемы есть свои причины, порой глубоко скрытые. Психологи выделяют несколько источников постоянной тяги к онлайншопингу.
– На самом деле причин такой зависимости может быть много и у каждого человека они буду свои. Можно выделить общие: высокий уровень тревожности, потребность в новых положительных эмоциях или же эмоциональная нестабильность. Могут сказываться дефицит общения и проблемы с самооценкой. Наш мозг любит все новое, это его эволюционная особенность. Шопинг на маркетплейсах легкий, мы оплачиваем товар виртуальными деньгами, а значит не расстаемся с ними физически, не чувствуем потери и попадаем в ловушку, – рассказывает наш собеседник.
В общем объясняется все просто: у человека есть потребность в чемлибо, какаято внутренняя пустота, и он пытается заполнить ее покупками. Примерно по такой же схеме формируются зависимость алкогольная и наркотическая. Только развивается она даже быстрее, ведь подпитывать ее чрезвычайно просто: открыл приложение, нажал пару кнопок – получил свою дозу гормонов радости, дофаминовую подзарядку. И проблема в том, что большинство шопоголиков проблемы и не видят. За помощью к психологам обращаются единицы.
– А ведь онлайншопоголизм может иметь не менее серьезные последствия, чем другие виды зависимостей. Зачастую это финансовые сложности: люди не в силах себя контролировать и тратят больше, чем могут себе позволить, берут кредиты, влезают в долги. Это, в свою очередь, ухудшает психологическое состояние, нарастает чувство вины, образуется замкнутый круг, выбраться из которого непросто, – отмечает Елена Васильева. – Но возможно.
Найти выход
Как отмечает психолог, первый шаг в борьбе с любой зависимостью – осознание, что она у тебя есть.
– Можно попробовать самому разобраться в причинах. Сесть и подсчитать, лучше на бумаге, чтобы была визуализация, сколько денег в месяц вы тратите на онлайнпокупки. Расписать, что вы купили, как часто эти вещи используете, действительно ли они вам нужны, приносят ли радость и удовлетворение. Вы планировали эти покупки, делали их осознанно или поддались очередному порыву? Задайте себе вопрос и ответьте на него честно: какие эмоции и мотивы подвигают вас на приобретение вещей на маркетплейсах? – советует наш спикер.
Помогают разорвать этот замкнутый круг практические действия. Вопервых, стоит составить список покупок, например, на будущий месяц: что вам реально нужно. Разбейте его на графы: продукты, одежда, дом и так далее. Установите лимит бюджета на каждую из граф. Можно оставить на карте именно ту сумму, которую вы сами для себя обозначили, а остальное перевести в наличку.
Помогает также установка лимита времени, которое вы проводите в приложениях маркетплейсов. Действенный способ – вовсе удалить их с телефона и скачать, допустим, в выходной день, чтобы сделать заказ из списка покупок. А после снова снести с устройства. Так будет меньше соблазна поддаться желанию купить чтото спонтанно. Может возникнуть «ломка», но со временем вы привыкнете.
– Понимаю, что дать такой совет просто, а выполнить куда сложнее, но все же попробуйте переключиться. Нужно поставить себе задачу найти то, что будет приносить положительные эмоции в реальной жизни. Будь то занятия спортом, встречи с друзьями, походы в театр, приготовление новых блюд по книге рецептов и так далее, – советует Елена.
Важно: стоит отказаться от онлайнпокупок по кредиткам или рассрочек. Исследования доказывают, что «чужие» деньги нам тратить проще, правда, мы забываем, что долги потом нужно возвращать.
– Если справиться самостоятельно не удается, стоит обратиться к специалисту. Психотерапевт поможет вам разобраться с причинами шопоголизма, найти первопричину и скорректировать ее, проработать.
Подготовила Инга Романова