21 октября народный театр ОГУ им. И.С. Тургенева «Ювента» открыл свой юбилейный 25-й сезон.
Память об учителе
«Ювента» родилась в 1999 году. История ставшего впоследствии народным театра началась с того, что группа филологовэнтузиастов подготовила театрализованное мероприятие, посвященное 200летию А.С. Пушкина. Впоследствии это содружество активистовединомышленников превратилось в настоящую театральную студию, а со временем – в «Ювенту», которую в Орле знают и любят сегодня.
– Получается, что Пушкин стал для нас не просто великим поэтом или классиком. Он оказался знаковой для «Ювенты» фигурой, своего рода учителем и наставником. А память таких людей, сыгравших столь важную роль в судьбе, нужно, да и хочется чтить, – говорит художественный руководитель и режиссер народного театра Наталья Смоголь. – Мне до сих пор это кажется удивительным, но в течение учебного года мы успеваем подготовить и представить зрителю целых две премьеры. «Семь Пушкиных на неделе» (12+) первая в этом учебном году. Не хотелось обращаться к обычным формам и переосмыслению работ Пушкина, а потому мы подошли к вопросу оригинально и объединили семь его произведений в один перформанс, дополнив все это канвой шуток, романсов, элементами капустника. Подготовили зрителям много сюрпризов, чтобы постановка была полезной, интересной и в то же время раскрывала широкий спектр актерских возможностей труппы. В перформансе полностью минимизированы декорации, буквально один стул и зеркало. Последнее является лейтмотивом всего спектакля, герои постоянно обращаются к нему, чтобы увидеть будущее, понять себя. Зеркало оживает, работает, является связующим звеном. Формат любительского театра не дает возможности использования спецэффектов, наш главный ресурс – способности, талант, энергия и желание.
Семь историй
Своим перформансом «Ювента» действительно объединила семь произведений Пушкина: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Смотрящему на афишу, но еще не знающему, что его ждет, зрителю может показаться, что сделать это было просто невозможно. Ведь каждое из перечисленных творений – «это Пушкин». Его нужно не просто читать или смотреть, им нужно наслаждаться без спешки: изящным и легким слогом, развитием сюжета, переживаниями героев.
Однако «Ювенте» удалось до определенной степени невозможное.
Каждая из написанных бессмертным классиком историй рассказана одним или двумя актерами и в самом деле фактически без декораций. И рассказ этот завораживает.
Оказывается, что трагедию Сальери в действительности может донести до зрителя один человек, не имеющий в руках даже минимального реквизита, а рассказать историю Мертвой царевны получается благодаря правильным жестам и мимике.
Казалось бы, это неудивительно, ведь произведения Пушкина написаны так, что, читая их, и без дополнительных иллюстраций видишь происходящее внутренним взором, стихи рождают необходимую образность.
Однако театр – очевидно, не то же самое, что книга. И тем более удивительным кажется получившийся у «Ювенты» результат.
Серьезные темы
Рассказывая о перформансе перед тем, как его увидели первые зрители, Наталья Смоголь упомянула зеркало, сыгравшее важную роль не только в оформлении сцены, но и в развитии действия.
В процессе просмотра оказалось, что деталь эта важна даже более, чем озвучила режиссер.
Ставшее центром сцены зеркало является своего рода границей между мирами, той точкой, в которой современный человек может соприкоснуться с временами, в которые жил и творил Пушкин. Заглянув в него, можно понять, прочувствовать, примерить на себя и откровенно сказочную историю, и волнения, и чувства, и тревоги, одолевавшие людей несколько веков назад.
Поклонники «Ювенты» давно привыкли к тому, что студенты, совсем молодые люди, большинство из которых еще не имеет богатого жизненного опыта, ухитряются так точно и тонко говорить со сцены о сложных и тонких вещах.
Тем не менее перформанс «Семь Пушкиных на неделе» стал очередной постановкой театра, напомнившей об этом.
– Есть вещи, которые невозможно объяснить, – делится Наталья Смоголь. – Наши актеры люди думающие. Они не просто читают, они стараются прочувствовать, прожить то, что понесут зрителю. Да, это бывает и трудно, и долго, и требует определенного поиска, сомнений, смены подхода. Но эту внутреннюю работу они проделывают всегда.
Действительно, насколько это должно быть сложно – юноше, не актеру с профессиональным образованием, но обычному студенту, прочувствовать в полной мере и прожить то, что переживал Сальери или хан Гирей? Что обычная орловская девушка может знать о чувствах Марины Мнишек или плененной княжны Марии?
Как выяснилось, понимание это намного больше, и тоньше, и глубже, чем мог мечтать зритель.
В своем перформансе, веселой, легкой и динамичной постановке, актеры «Ювенты» не играют, они живут жизнями пушкинских героев, захватывают и увлекают зрителя их судьбами.
Должно быть, так происходит, потому что для народного театра Пушкин и правда не имя нарицательное, а в первую очередь автор, человек, создатель удивительных миров, в которые они окунулись с головой и которые полюбили всем сердцем.
Анастасия Извекова