3 ноября в Орловском краеведческом музее открылась выставка «Мережки времени» (0+).
В экспозицию вошли подлинные образцы костюма Орловской губернии, реплики традиционных костюмов, созданные известной орловской мастерицей Евгенией Серебренниковой. На открытии выставки состоялся показ сразу трех модных коллекций.
Народный костюм
Открытие выставки состоялось в рамках «Ночи искусств2024». В такой вечер в музее было традиционно многолюдно. Маленькие орловцы приняли участие в мастерклассах, организованных друзьями музея, народной мастерицей Ириной Калякиной и художником Иваном Юдочкиным. Гости постарше смогли ознакомиться с экспозицией музея.
Однако настоящей жемчужиной этой «Ночи искусств» стал показдефиле, которым сопровождалось открытие выставки.
– Мы намеренно назвали эту выставку именно «выставкой народного костюма», исключив слово «традиционный», – рассказывает Евгения Серебренникова, плотно сотрудничавшая с краеведческим музеем для создания экспозиции. – С одной стороны, гостям действительно представилась возможность увидеть и изучить в деталях костюмы, которые носили в прошлом в Орловской губернии. С другой же стороны, были представлены сразу три современные модные коллекции: моя, известного и талантливого дизайнера Ольги Соколовой и дизайнера чуть менее известного, но не менее талантливого, Надежды Довгаль. Надежда – преподаватель, и ранее она уже представляла свои коллекции на конкурсефестивале «Губернский стиль», организованном Вячеславом Зайцевым. Создавая и отшивая эти коллекции, мы постарались соединить такие понятия, как «традиционное» и «модное». На первый взгляд кажется, что сочетаться они не могут просто потому, что «традиция» не может быть «модной». Однако в случае с народным костюмом все не так просто. Сам по себе традиционный крой очень эргономичен и напрямую перекликается с актуальной сегодня идеей бережливого производства. Для того, чтобы надеть рубашку, ее нужно сначала «вырастить», и от момента, когда человек сеет семечко льна, до минуты, когда он сядет за ткацкий станок, проходит немало времени. Традиционный крой позволяет шить одежду с минимальными отходами ткани. Кроме того, именно в народном костюме есть важные заменяемые элементы, которых подчас так не хватает современным вещам. К примеру, ластовица. Ее можно было заменить, и ее наличие обеспечивало свободу движения. В современном пиджаке не так просто поднять руки, а ластовица с легкостью решает эту проблему.
Удивительные открытия
Что представляет себе среднестатистический человек, услышав о том, что при создании модной коллекции использовались народные мотивы?
Почти наверняка, чтото подчеркнуто «народное», хорошо узнаваемые узоры, смысла которых он не знает, однако узоры эти бросаются в глаза, потому что ими внезапно оказываются дополнены самые привычные современные вещи.
Красиво ли подобное? Каждый решает сам. Однако коллекции, представленные в «Ночь искусств» орловскими этнодизайнерами, оказались, вне всякого сомнения, красивыми и удивительными.
Ольга Соколова, Надежда Довгаль и Евгения Серебренникова сумели показать, что именно этот народный узор может стать не вычурным «кричащим» элементом, а удивительным и изящным украшением даже для самой обыденной и банальной вещи, такой, как спортивный костюм.
Более того, особенность всех трех коллекций оказалась именно в крое. Он представляется очень необычным и одновременно хорошо знакомым, как та самая вечная классика, которая актуальна всегда.
Представляли работы дизайнеров профессиональные модели. И тем самым отличие именно этих коллекций от традиционных модных показов удалось выгодно подчеркнуть. Нередко, наблюдая за идущими по подиуму девушками, зритель задается вопросом о том, для кого и для чего был создан тот или иной образ? По какому случаю наряд можно было бы надеть? Да и очевидно становится, что подойдет он лишь для определенного типа фигуры, такого же, как у манекенщицы, которая его демонстрирует.
Одежда, созданная орловскими дизайнерами, в этом плане выгодно отличается. Благодаря все тому же крою, со вкусом подобранным тонам и оформлению она будет одинаково уместно смотреться и на вышедшей гулять с малышом молодой маме, и на деловой женщине, и на моднице, отправившейся на свидание.
Быть может, в этом и заключается ее подлинная народность, ведь у современной женщины так много дел: работу ей нужно совмещать с домашними делами, занятиями спортом, учебой. При этом каждой женщине хочется быть красивой, но иметь свободу передвижения, не быть стесненной неудобными вещами. Получается, что созданные на основе народных мотивов коллекции не смотрятся в XXI веке чемто инородным. Напротив, они возвращают нас к мысли о том, что понятия «красиво» и «модно» предполагают такие обязательные условия, как элегантность, удобство и удовольствие, которое получает женщина от того, что на ней надето.
Анастасия Извекова