12 ноября в Орле завершился фестиваль студенческих и любительских театров России «Бархат кулис» 2024 г. Гран-при присудили старшей подростковой группе Образцового коллектива Театральная студия «Звезда».
О жизни студии и о том, как найти баланс между свободным творчеством и дисциплиной, корреспонденту «Орловской городской газеты» рассказала руководитель студии Валентина Верещагина.
– Валентина Николаевна, студия существует с 2013 года. Какие дети к вам приходят?
– Сейчас в студии занимается 90 ребят. Самым младшим только исполнилось по пять лет, старшим – семнадцать. Программа обучения у нас – три года, но ребята занимаются гораздо дольше, есть даже ровесники студии. Сюда приходят их младшие братья и сестры, складываются настоящие театральные династии. Но есть и дети, приходящие за определенной терапевтической помощью, иногда по направлению психолога. Получив ее, они идут дальше.
– По вашим наблюдениям, театр действительно учит общению? Как занятия сказываются на повседневной жизни детей?
– Да, театр в этом отношении – великий терапевт. Порядка 80% детей приходят в студию, потому что испытывают определенные трудности в повседневной жизни: стеснительны, робки, плохо находят общий язык со сверстниками или взрослыми, боятся выступать на публике, неактивны, зажаты, имеют проблемы с речью и т. д. Быстрее всего в период набора наполняются младшие группы – дети, которым пора идти в школу или которые только в нее пошли. Родители сталкиваются с проблемой: их милый разговорчивый, активный дома ребенок в школе – другой. Несколько лет назад у нас был социальный проект о подростках – два спектакля, которые мы очень много показывали и выступали с ними на конкурсах. К нам даже приходили студенты – будущие психиатры и психологи со своими педагогами, и работники социальнореабилитационных центров приводили целые семьи. Это была настоящая театротерапия. Как следствие, в своих школах ребята всегда на виду. Они ведущие на праздниках, они – участники конкурсов художественного слова, они легко и хорошо учатся, потому что умеют находить общий язык с учителями. Наши выпускники поступают в самые престижные вузы России именно на факультеты, связанные с коммуникациями.
– Как эта театротерапия происходит? За счет чего?
– Детей здесь слушают. Они могут сказать все, что думают, не боясь осуждения. Они учатся сначала слушать, потом говорить сами. Это происходит само по себе, так как природа ребенка требует общения. И они его здесь получают. В дружеской атмосфере не страшно прочитать свое новое стихотворение, услышать мнение о нем. Не страшно высказаться по любому поводу, показать свои рисунки, снять видео для блога и т. д. Одно из направлений нашей работы – это обучение общению. Для подростков мы устраиваем спичдни или дни «записок охотника», когда ребята выносят на суд других свое мнение по какомуто волнующему их вопросу. И это настоящие баталии, такие живые, такие искренние. Ну и, конечно, спектакли. Умение вести диалоги, выстраивать монолог, следить за коллективной беседой – это трудно, и этому они тоже здесь учатся.
– Расскажите, пожалуйста, про репертуар. Сколько спектаклей? Как долго живет каждый из них?
– За 11 лет работы поставили 37 спектаклей. Театр ради театра – это не для детей, театр должен в первую очередь воспитывать. Стараюсь выбирать хороший литературный материал. Обычно это книга, чаще – классическое произведение для детей. Сценарии пишу сама. По образованию я – филолог, учитель литературы и русского языка в старших классах, и только потом уже режиссер. Но мы любим экспериментировать с театральными формами, был опыт постановки документального театра. В теории каждому спектаклю положено три премьерных показа, но у нас никогда так не получается. Вместимость нашей зрительской зоны – 4550 человек. Первыми смотрят, конечно, родные, потом друзья, друзья друзей, потом дети приводят свои классы. К нам приходят наши друзья из других творческих коллективов и просто незнакомые люди. Поэтому играем, пока ребятам не надоест. Каждая группа, кроме раннего возраста, в конце учебного года сдает итоговый спектакль. На городском театральном конкурсе для детей и юношества «Волшебный фонарик» очень любят наших малышей, и уже несколько лет подряд младшие группы играют свои спектакли весной на площадке театра «Русский стиль» – организатора конкурса. Театральные фестивали – это бездна опыта и для детей, и для педагога.
– Работа с детьми – это творчество, удовольствие. А дисциплина? Как вы находите правильный баланс?
– Смотря что называть дисциплиной. Если человек на доверии у ребенка, ему многое позволено. Сначала найти контакт, влюбить в себя и самому влюбиться – потом можно требовать все, что угодно. Да, иногда приходится повышать голос, в группах по 14 очень эмоциональных детей. Я тоже эмоциональный человек, и когда мы с ребятами чтото обсуждаем, да – иногда шумновато. Но это же творческий процесс. Когда дело доходит до серьезной репетиционной работы, тут уже не до шума, все выкладываются на 100%.
Есть расхожее мнение, что детитеатралы – неуправляемые дети. Но только для тех, кто хочет управлять этими детьми. Встаньте на позицию друга, старшего друга, и управлять не надо будет. Само пойдет. Мы с ребятами иногда сценарии сочиняем вместе, – столько смеха. Ребенок никогда не будет смеяться с тем, кого он боится или не уважает.
А еще у нас есть правило – стараемся с самого младшего возраста прививать ребенкуактеру понимание, что если ты со сцены учишь всех добру, то в жизни ты тоже не можешь поступать иначе. Ну, а недисциплинированность – это же неуважение, это плохо.
Анастасия Извекова