Социологическая лаборатория Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС проанализировала данные опроса об отношении россиян к опросам от 14 ноября 2024 года[1].
Согласно результатам мониторингового исследования ВЦИОМ, большинство россиян склоняются к мнению, что массовые опросы нужны (69-91%). Судя по динамике ответов, так было, есть и, вероятно, будет в дальнейшем, правда, меняется степень убежденности. Вплоть до 2013 г. среди россиян превалировала доля «умеренных» сторонников опросов общественного мнения («скорее нужны»), впоследствии (за некоторым исключением) эстафету переняли «безусловные» сторонники («безусловно нужны»). На сегодняшний день суммарно восемь из десяти наших сограждан в той или иной степени отмечают важность опросов общественного мнения (83%), в том числе 45% заявили об этом с полной уверенностью.
С чем россияне скорее не согласны, так это с бесполезностью опросов — шесть из десяти опрошенных не поддерживают тезис «опросы общественного мнения не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой» (59%). Согласились с этим только 35%, десять лет назад — 41%, а пять лет назад это мнение вовсе было доминирующим — 54%.
По мнению доктора социологических наук, профессора кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Алексеенок, подобное положение дел связано с преобразованиями, происходящими в информационном поле и изменениями в доступности информации. Открытость результатов социологических опросов для населения способствует повышению осведомленности и повышает убежденность граждан в необходимости подобных исследований.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-sociologa-2024