В Орле разрабатывают программу комплексного развития транспортной инфраструктуры
На ноябрьской сессии горсовет Орла принял в первом чтении муниципальную программу комплексного развития транспортной инфраструктуры. Рассчитана она на 2017 – 2025 годы. В концепцию программы заложены: установка «умных» светофоров, дорожных знаков с подсветкой и светодиодной индикацией; остановочных электронных табло, связанных с системой ГЛОНАСС; адаптация остановочных павильонов для маломобильных граждан; замена опор контактной сети электротранспорта.
На реализацию мероприятий программы планируется израсходовать из городского бюджета 45 млн рублей – по 5 млн ежегодно.
Исходные позиции
Авторы программы проанализировали и исходные условия для ее реализации. К примеру, в документе отмечается, что значительная часть автодорог местного значения имеет на сегодня высокую степень износа. Около 70% дорожных конструкций рассчитано под осевую нагрузку 6 тонн, в то время как для большинства грузовых автомобилей и автобусов этот показатель составляет от 8 до 10 тонн.
Изза различной степени разрушения покрытий дорог их пропускная способность в последнее время снизилась на 20 – 30%, что приводит к заторам и длительным простоям транспорта, а себестоимость автомобильных перевозок возросла в 1,2 – 1,8 раза.
Усугубляют ситуацию на транспортных магистралях и точечная застройка центра города, существенный прирост транспорта. Как отмечается в тексте документа, пропускная способность уличнодорожной сети города рассчитана, исходя из 60 автомобилей на 1000 жителей. Между тем сегодня уровень автомобилизации областного центра составляет свыше 360 машин на 1000 жителей. По данным УГИБДД на начало 2016 года в Орле насчитывалось 266 227 автомашин. Причем ежегодный прирост личного легкового транспорта составляет 20 – 25%. По прогнозам, к 2025 году уровень автомобилизации в Орле достигнет 400 – 500 автомобилей на 1000 жителей.
Еще один нюанс – избыточная концентрация рабочих мест в центре Орла, что приводит к ежедневным утренним транспортным потокам из всех районов города к его центру и в вечернее время – обратно. Только 8 – 10 % жителей областного центра работают в районах проживания. И до 2025 года не ожидается значительного изменения направлений движения пассажирских транспортных потоков и транспортного спроса населения.
При этом дорожная инфраструктура города практически не меняется. Недостаточно парковок, особенно в центральной части. Автомобили, как правило, стоят на примыкающих к тротуарам полосах движения, на зеленых зонах, создают многочисленные помехи.
Эх, дублеры!..
Существенному повышению интенсивности движения по уличнодорожной сети города способствуют сокращение маршрутов экологически чистого электротранспорта большой вместимости и резкий рост численности автобусов малой вместимости.
Большое число маршрутов городского пассажирского транспорта дублируется пригородными автобусами. В частности, через некоторые остановочные пункты проходит более 18 маршрутов с частотой движения более 196 рейсов в час (по улицам Комсомольской, Герцена, 1й Посадской, Московской, Наугорскому и Московскому шоссе). Такое количество подвижного состава создает проблемы при посадке пассажиров, влечет затраты времени на подъезд к остановочному пункту. В итоге это увеличивает время рейса и снижает производительность маршрутных транспортных средств, кроме того, страдает безопасность обслуживания пассажиров.
Авторы программы обращают внимание еще на одну деталь. Несмотря на то, что Орел не входит в перечень населенных пунктов с неудовлетворительным состоянием природной среды, экологическая обстановка в городе остается довольно напряженной. И вклад автотранспорта в суммарные выбросы вредных веществ составляет более 95%.
По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области, в 2016 году с превышением гигиенических нормативов зарегистрировано 26 проб атмосферного воздуха в зоне жилой застройки (3,6% от общего числа проб), из них 14 – по содержанию диоксида азота, 12 – оксида углерода. В основном превышение регистрируется на перекрестках улиц. Ориентировочная численность населения, проживающего вдоль автомагистралей с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха, составляет 20 – 25 тыс. человек.
Перспективы
Чтобы усовершенствовать уличную дорожную сеть, в программе предусмотрено увеличение пропускной способности дорог; выполнение работ по капремонту и реконструкции участков уличнодорожной сети с устройством дополнительных полос движения, в первую очередь, на участках, примыкающих к перекресткам, а также строительство дополнительных заездных карманов для устройства парковочных мест.
За счет создания в городе автоматизированных информационных и управляющих систем, организации платного парковочного пространства, оптимизации маршрутов грузового и пассажирского транспорта общего пользования сократится интенсивность движения на основных магистралях, повысится скорость движения транспорта, снизится в целом нагрузка на уличнодорожную сеть.
Чего еще не хватает?
Первые отзывы на комплексную программу прозвучали тут же, на сессии, где представлялся проект. Часть депутатов подвергла документ жесткой критике, посчитав, что в нем толком не содержится ничего, кроме вопросов безопасности движения. А депутат Александр Коровин, директор муниципального трамвайнотроллейбусного предприятия обратил внимание на то, что в проекте говорится о замене остановочных павильонов, об электронных табло, однако умалчивается о закупке нового подвижного состава. Между тем его износ близок к 100%. Все это так, но с другой стороны, представленная программа посвящена сугубо инфраструктуре. Впрочем, время еще есть хорошенько подумать над этим документом, чтобы сделать транспортную инфраструктуру эффективной и современной.
Кстати
Любопытен и приведенный в программе анализ пассажиропотока в городе. Пенсионеры совершают автобусами в среднем 2,32 поездки в день, троллейбусами – 2,34 поездки, трамваями – 2,21 и всеми видами транспорта – 2,29. На школьникав приходится в автобусах в среднем 2,31 поездки в день, троллейбусами – 2,56 поездки, трамваями – 2,43 поездки и всеми видами транспорта – 2,43.
Самые высокие цифры у студентов, причем по всем позициям: автобусами – 2,58 поездки в день, троллейбусами – 2,75, трамваями – 2,86 и 2,73 – всеми другими видами транспорта.
Борис МУТАФ