В Информационно-выставочном центре Орла открылась выставка произведений женщин-художников, приуроченная к 8 Марта (6+).
На новый лад
Выставка, приуроченная к Международному женскому дню, проводится ежегодно, и особенность этого мероприятия в том, что принять в нем участие может абсолютно любая женщина.
Живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, фотография, дизайн, – все это можно увидеть в Информационновыставочном центре.
Часть участниц – художницы профессиональные, получившие специальное высшее образование и связавшие свою жизнь с творчеством. Другие – профессиональные любительницы, в трудовых книжках которых нет записи «художник», но их жизнь немыслима без творчества.
В 2025 году выставка стала понастоящему международной, потому что участие в ней приняли не только орловские художницы, но и гости из Республики Беларусь, и каждой мастерице нашлось чем удивить гостей.
Казалось бы, выставка, проводимая в течение нескольких десятилетий, могла бы наскучить, стать однообразной, но новая экспозиция доказала, что подобное невозможно. Переходя из одного выставочного зала в другой, зритель видит знакомые имена, авторство иных картин узнает по хорошо знакомой манере, художественному почерку. И тем удивительнее становится осознание того, что новая выставка совершенно не похожа на ту, что была год назад.
Состояние души
Нина Солошенкова выставляет свои картины ежегодно, и, по ее мнению, повториться для художника просто невозможно.
– Ведь это неинтересно – показывать одно и то же, – говорит она. – У меня много картин, к тому же я продолжаю писать. Всегда найдется чтото красивое, чтото удивительное, чтото, что захочется запечатлеть, а потом представить зрителю.
Себя она называет художникомлюбителем, но писать для Нины Солошенковой так же естественно, как дышать.
– Я не помню этого, но мои родители рассказывали, что я разрисовала все обои в квартире, и после этого они купили мне цветные карандаши, – продолжает она. – В школе я оформляла стенгазеты, потом поступила на худграф. Правда, выйдя замуж, оставила учебу, ведь в 18 лет мне казалось, что солидной замужней женщине ничего этого не нужно, приоритеты в жизни должны быть другими. Но прошло время, и много лет спустя я снова встала к холсту. Это произошло в 2010 году, когда не стало моего мужа и внутри осталась огромная пустота. Живопись помогла мне ее заполнить, и, будучи взрослым человеком, я уже смогла осознать, что это моя настоящая потребность, то, что мне нужно делать. Это приносит мне радость, и я хотела бы разделить эту радость с другими.
Другая художница, Елизавета Пантюхина, подобным опытом еще не обладает – девушка недавно получила диплом, и до сих пор участвовала только в одной сборной выставке.
– Эта выставка для меня вторая, и конечно, есть некоторый трепет перед более опытными художниками, – делится она. – Мне хочется посмотреть на чужие работы и показать свою. Оказалось, что собственная картина в окружении других произведений может смотреться иначе, я как будто увидела ее поновому.
Чуткость восприятия
Очевидно, что одну и ту же идею разные мастера воплощают поразному.
– Мне кажется, в любом произведении есть некий элемент заимствования, ведь все мы чемуто учимся, на чтото смотрим. И тем удивительнее, что при этом каждая работа является на сто процентов авторской, личной, – продолжает Елизавета. – Я очень четко осознала, что прямо сейчас нахожусь в поиске своего стиля.
Нина Солошенкова о творчестве женщинхудожников говорит так:
– Я думаю, что если и есть какаято разница между женщинойхудожником и мужчинойхудожником, то заключается она только в тонкости восприятия, в природной женской чуткости. Это ни в коем случае не в обиду мужчинам, но так уж решила природа, что мы смотрим на мир немного поразному. Если передо мной открывается потрясающая картина природы, и я понимаю, что хочу написать этот пейзаж, смотрю не только на краски, на эту картину в целом, но и запоминаю направление ветра, чтобы придать нужную динамику. Для того, чтобы написать портрет, человек должен нравиться мне, быть мне приятен. И в этом портрете я буду стараться сберечь каждую деталь, даже самую мельчайшую. Каждую морщинку, каждую интонацию. Взгляд, манера поворачивать голову, то, как рассуждает человек, – все это важно, это составляющие момента, в который человек смотрит на холст и понастоящему узнает на изображении себя. То, как женщина умеет чувствовать, сопереживать, любить, наслаждаться жизнью. То понимание, нежность и прощение, на которые способна только женщина. Все это отражается в женских работах, и этим теплом мы с радостью делимся со зрителями.
Нарядная, праздничная, сотканная из неповторимого женского тепла и нежности выставка будет работать до 23 марта.
Анастасия Извекова