У скромного алюминиевого креста с прибитой к нему жестяной табличкой «Схимонахиня Антония Цурикова» стоит пожилая женщина. Она неловко крестится озябшей на морозе рукой. С трудом и старанием отдает земной поклон заснеженному могильному холмику. И все время повторяет: «Это же моя родная бабушка!».
Маргарита Николаевна Разоренова в первые новогодние дни проделала непростое для ее возраста путешествие в Орёл из Подмосковья после публикаций в «Орловской городской». Вместе с ней приехали и ее дочь Людмила, свояк Виктор.
В семье сохранялось предание о том, что предки были дворянами Орловской губернии, но вся подробная информация о них тщательно скрывалась старшими членами семьи. Только уже в наши дни сын Маргариты Николаевны Станислав разыскал сведения о том, что его прадед – генерал-лейтенант Российской Императорской армии Сергей Андреевич Цуриков. Три его брата тоже были генералами. Все четверо храбро сражались в Русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Умер Сергей Андреевич в 1911 году и был похоронен, вероятно, в семейном склепе села Девять дубов Хотынецкого района. О его супруге Александре Ильиничне Цуриковой, своей прабабушке, Станиславу ничего не удавалось узнать пока не появились публикации в «Орловской городской».
Орловчанка Ирина Васильевна Казанская (Масленникова) рассказала со страниц газеты о том, как с 1940 по 1948 год в их семье жила Александра Ильинична Цурикова (схимонахиня Антония). Та самая вдова генерала Сергея Андреевича Цурикова.
Ирина Васильевна сохранила дореволюционные и более поздние фотографии Александры Ильиничны, ее могилу на Афанасьевском кладбище, а главное – живые воспоминания об этой незаурядной женщине. Мама Ирины Васильены Мария познакомилась с ней на паперти, где бывшая помещица, схимонахиня в миру просила Христа ради. В семье Масленниковых она нашла не только приют, но и искреннюю любовь, уважение. В годы оккупации Орла Александра Ильинична делилась крохами еды, которые приносили ей духовные чада (после революции она приняла постриг в Киевском Свято-Вознесенском Флоровском монастыре). А ее знание немецкого языка не раз отводило беду от дома Масленниковых…
С непередаваемым удивлением рассматривала Маргарита Николаевна дореволюционные фотографии своей бабушки, сделанные в родовом имении Девять дубов, и более поздние, на которых она запечатлена в монашеском облачении и в скромном мирском платье. Маргарита Николаевна и Людмила всматривались в снимки, находя родственное сходство в чертах незнакомого лица. Долго расспрашивали Ирину Васильевну обо всех обстоятельствах жизни бабушки. А потом все вместе поехали на Афанасьевское кладбище. Александра Ильинична всегда помнила о своих детях и внуках, каким-то образом получала информацию об их жизни, но не могла с ними встретиться, боялась навлечь на дорогих ее сердцу людей беду.
– Вот дождалась ты, матушка. – Ирина Васильевна зажгла на могиле желтую восковую свечу. – Смотри, детки твои приехали. Вот и встретились…
Людмила работает на телевидении в подмосковном Пушкине и признается: готовя многочисленные сюжеты об интересных людях, даже не подозревала, что сама она потомок незаурядных личностей.
Людмила и ее мама решили обязательно вернуться в Орел летом, посетить село Девять дубов. Может, там еще живут воспоминания о генералах Цуриковых и их бабушке Александре Ильиничне. Ну, а если нет, они сами готовы воскресить их историю для орловцев.
Ирина Самарина
Фото автора