25 марта в России отметили День работника культуры.
В преддверии праздника артист балета муниципального ансамбля танца «Славица» Сергей Богатырский рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты» о том, какое место танец занимает в его жизни и что значит для артиста каждая награда.
Танец – это судьба
В этом году Сергей Богатырский стал победителем конкурса «Лучший работник муниципальных досуговых учреждений культуры».
Он убежден, что каждая новая награда, звание, грамота или любое другое признание заслуг чрезвычайно важно для артиста, и радость от их получения не может притупиться с годами.
Слышать подобное от Сергея Богатырского особенно интересно, ведь для него танец не был ни мечтой детства, ни спонтанным решением. Скорее, так распорядилась сама судьба.
– Еще когда я ходил в детский сад, моя семья и воспитатели обратили внимание на то, что меня тянет к творчеству, – вспоминает Сергей. – Вернее, это даже не было стремлением или детским увлечением. Будучи маленьким мальчиком, я просто так жил: танцевал, пел, показывал сценки, в которых играл всех персонажей сразу. Мама понимала, что нужно выбрать соответствующее направление для моего развития, но не могла понять, какое именно, а потом все решил случай. Одна из девочек в нашей группе занималась гимнастикой и показала нам, как садиться на шпагат. Я попробовал повторить за ней, и у меня получилось. Сам не знаю, откуда у меня взялся этот навык. Я продемонстрировал его маме, и она отвела меня на гимнастику. Там нам, правда, отказали, потому что я обещал стать слишком высоким для гимнаста. И тогда началось обучение хореографии.
Танец стал для него не просто профессией или страстью. Танец для Сергея Богатырского – целая жизнь.
– Это профессия, которую невозможно оставить, – продолжает он. – В обучение ей вкладываешь очень много. Это и физические силы, и душевные. Сначала осваиваешь технику, потом расширяешь свой диапазон и репертуар, помимо народных танцев, осваиваешь джаз, другие направления. Чем больше, тем лучше. После, попадая в творческий коллектив, вкладываешь всего себя в то, чтобы влиться в него, достичь определенного уровня. Что касается именно «Славицы», в ансамбле я уже восемь лет, но вспоминать об этом удивительно. Кажется, что всего год или два. У нас очень насыщенный график выступлений. Ансамбль становится второй семьей. Дни, недели и годы пролетают незаметно, и это уже не просто работа. Это и есть сама жизнь.
Стереотипы и правда
Сергей Богатырский не скрывает, ему доводилось слышать вопросы и размышления о том, что танец – дело «не мужское», однако поколебать его уверенность в правильности выбранного пути не мог никто и никогда.
– Сталкиваясь с подобным, я всегда хочу спросить: «А какое дело считается мужским?», – отмечает он. – Балет – это место, где мужчины и женщины выдерживают одинаковую нагрузку, и, поверьте, нагрузка эта велика. Артисты встают рано, проводят в репетиционном зале по четыре часа, а после, вечером, выходят на сцену. Можно ли сравнить такую физическую нагрузку с работой в офисе? Мне кажется, такое сравнение в принципе не совсем уместно. Однако то разделение на «мужское» и «женское», что есть в танце, восхищает меня отдельно. В первую очередь, это, конечно, заслуга педагогов, которые обучают нас, прививают это нам, но на сцене, в танце, женщина всегда остается женщиной, а мужчина – мужчиной. Мужская хореография отличается от женской. Даже глядя на танцующего человека издалека, вы сразу поймете, кто перед вами.
Такие понятия, как вдохновение и дисциплина, представляются Сергею неразделимыми.
– Они важны в равной степени, – поясняет он. – Да, у всех бывают моменты, когда чтото не получается. Когда отрабатываешь какойто непростой трюк или в качестве постановщика ищешь правильную подачу для будущего номера. Когда слушаешь музыку раз за разом, позволяя ей стать частью тебя, и ищешь ответы в ней. Иногда имеет смысл и вовсе отложить то, что вызывает сложности, позволить себе отстраниться и найти новый угол зрения. Совершенно точно я знаю одно: от этого невозможно устать. Я никогда не сталкивался с тем, что принято называть выгоранием, потому что артист, насколько бы он ни выкладывался на сцене, никогда не бывает пуст. Мы обмениваемся энергией со зрителями, радость от выступления, от работы, она есть всегда. Поэтому есть и вдохновение, и желание работать так, чтобы дарить эту радость тем, кто находится в зрительном зале.
Огонь в глазах
Сергей Богатырский не только танцует сам. Он преподает хореографию в Орловском музыкальном колледже.
Со стороны может показаться, что человеку творческому может быть непросто преподавать, ведь педагогу так или иначе приходится быть к своим ученикам строгим.
Сергей говорит об этом так:
– Я требователен к себе, и в той же мере требователен к ученикам, но для меня, как преподавателя, есть два важных нюанса. Строгость должна проявляться только там, где в ней есть необходимость. Там, где она может помочь человеку. Если я вижу, что мой ученик освоил нечто важное, сложное, требовавшее от него большой работы, а потом у него перестало получаться, значит, он расслабился. И тут я обязан сказать ему о том, что он растерял навык, надо его возвращать. Однако главное – это проявить строгость так, чтобы у человека, с которым ты говоришь, не пропала искра во взгляде. Горящие глаза, радость от танца, от самого процесса – это то, без чего танцор не может. И свою задачу я вижу в первую очередь в том, чтобы поддерживать этот огонь в тех, в ком он уже зажегся.
Анастасия ИЗВЕКОВА