В городе Инли, уезд Цзюйе, провинция Шаньдун, Китай, если наугад откроете деревянную дверь фермерского дома, во дворе почти всегда увидите гроздья пионов молочноцветковых: розовых, как дым, белых, как первый снег, с многослойной лепестковой структурой, обернутой вокруг золотых тычинок, что очень похоже на вышивку на китайском шелке. Пион молочноцветковый – не только часть пейзажа двора, но и окно в мир, позволяющее лучше понять прекрасную сельскую местность Хэцзе, провинция Шаньдун.
Иностранцам пион молочноцветковый может напоминать тюльпаны в Нидерландах или розы во Франции, но в Китае он укореняется и разводится уже более трех тысяч лет. Пион молочноцветковый и травянистый пион известны как два самых выдающихся цветка. В старину люди использовали поговорку «пион несет весну, пион приносит лето», чтобы отличить эту пару «цветовсестер». Древесные стебли травянистого пиона высокие и роскошные, в то время как стебли и листья пиона молочноцветкового мягкие и скромные. Вместе они составляют классический образ китайских садов. Пион можно было использовать в качестве лекарства (корневище является традиционным китайским лекарственным материалом), об этом цветке слагали стихи, его изображали на белоголубом фарфоре, он стал восточным символом богатства и благополучия.
В Цзюйе пионы молочноцветковые сажают в небольшом количестве у основания стены рядом с дверью. «Когда перед дверью цветут пионы, благословение придет само собой» — эту народную мудрость жители поселка Инли не подвергают сомнению. Традиция сажать зелень везде, где есть место, незаметно меняет облик сельской местности: заброшенные каменные жернова превращаются в цветочные горшки, из старых глиняных горшков появляются бутоны цветов, и даже бамбуковые изгороди в огороде превращаются в «цветочные стены» с извилистыми ветвями пионов молочноцветковых. Когда среди кирпичей и серой черепицы год за годом расцветает пион молочноцветковый Цзюйе, жители видят не только растения, но и то, как нация использует принцип «маленький, но красивый», чтобы в ходе модернизации избавить людей от тоски по дому и наполнить их сердца добротой. Такая «невыразимая китайская романтика» может стать фоном для возрождения сельской местности.
Чжан Дэчжао, Яо Цзунчэнь